Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.06.2009 | Арт / Город / Интервью

Кто-то должен уйти

Памяти "АРТСтрелки"

До конца июня еще работают выставки в галереях, квартирующих на территории Культурного центра "АРТСтрелка" - в бывших гаражах фабрики "Красный Октябрь" на Берсеневской набережной, пять лет назад переданных в аренду столичному арт-сообществу. С июля центр закрывается, но не на летние каникулы, а на реорганизацию. Вообще-то художественному поселению и так следовало покинуть это пространство: его владелец, компания "Гута-Девелопмент", должен был затеять грандиозную стройку на престижной территории прямо напротив храма Христа Спасителя, около спуска с пешеходного моста. Но тут наступил кризис, и хозяева просто решили поднять арендную плату за использование гаражей, что в нашей ситуации означает найти новых арендаторов: "актуальные" галеристы не в состоянии платить больше полутора сотен долларов за квадратный метр и вынуждены съехать. Останутся самые кредитоспособные.

Зато освоить пространство взялся новый арендатор - Александр Мамут, не только бизнесмен и олигарх, но и любитель прекрасного

(на только что открывшуюся Венецианскую биеннале современного искусства он прибыл на собственной яхте, пришвартовавшись прямо у садов Жардини, где находятся главные национальные павильоны). Он не намерен радикально коммерциализировать "АРТСтрелку" (хотя, по слухам, здесь появятся рестораны и бутики), но обещает придумать для нее новую, "цельную" концепцию для создания которой наняты известные гламурные "креативщики" - генеральный директор ИД "Афиша" Илья Осколков-Ценципер и арт-директор "Первого канала" Дмитрий Ликин. Остается надеяться, что оба, в прошлом искусствовед и художник, представители альтернативной культуры, этому прошлому не изменят.

Но, так или иначе, полторы недели назад на "АРТСтрелке" состоялись прощальные вернисажи и перформансы. Обстановка была не минорная, а скорее оптимистичная, но в этой эйфории явственно чувствовался привкус истерии.

Проект "Ex Barricades" в галерее "АРТСтрелка projects" молодого художника Ивана Лунгина, называющего себя "французским анархистом" (он в самом деле учился в Париже), включал в себя не только картины, посвященные всяким революционным бунтам, но и настоящие баррикады из мешков с землей и пачек книг. Церемония награждения премией "Соратник" (художники определяют лучших коллег-художников путем тайного голосования), учрежденной в 2005 году художником Антоном Литвиным и искусствоведом Ольгой Лопуховой, арт-директором "Стрелки", закончилась тем, что один из лауреатов, открытие сезона Андрей Кузькин отправил в плавание по Москве-реке свои картины со своей старой "стрелочной" выставки. А депутат Мосгордумы поэт Евгений Бунимович явился на открытие с корзиной цветов, больше напоминавшей кладбищенский венок.

Несмотря на взвинченную атмосферу, обитатели "АРТСтрелки" выкроили время быстро ответить на блиц-опрос и определить, чем для них является происходящее.

Алексей ШУЛЬГИН, медиа-художник, куратор галереи "Электробутик" и арендатор мастерской на "АРТСтрелке ":

- Что вы потеряли с прекращением функционирования "АРТСтрелки", кроме мастерской и галереи? Чем она была для вас?

- Это было прекрасное место, уникальная площадка. Ее специфика заключалась в подлинной анархичности, отсутствии строгого режима, центрального руководства, атмосфере расслабленности и необязательности. Именно такие условия и нужны для развития современного искусства, поскольку в последнее время, исходя из того, за чем я наблюдаю, искусство стало заорганизованным, ориентированным на быстрый и яркий результат, а здесь, на "Стрелке", был важен скорее процесс, что было хорошо. Лично для меня иметь мастерскую в таком месте и возможность несколько лет поработать было невероятным везением. Ну а что касается окончательной утери этой площадки - это, надеюсь, только слухи, сильно преувеличенные. Ее судьба просто неясна. Меня, например, официально пока не выселяют, хоть и намекают. Сейчас происходит некая перерокировка. Но если действительно "Стрелка" закроется или перейдет в новый "коммерческий" формат, то для нас, художников, это будет возможность начать новый этап в жизнедеятельности, что тоже хорошо.

- А здесь было хорошо?

- Конечно, хорошо, несмотря на бытовые недостатки: отопление не всегда работало, вода плохая из трубы идет, грибок на стене растет. Но что делать? Все искупается шикарным местоположением и большим пространством, которое всегда полезно. И очень важно - происходило постоянное общение между людьми, которые здесь обитали, что способствовало взаимному развитию.

- Ну а если выгонят, то "АРТСтрелки" будет не хватать?

- Хороший вопрос... Я просто стараюсь жить так, чтобы ни о чем не жалеть и ни о чем не вспоминать с ностальгией, просто двигаться дальше. Ну все зависит от того, что будет впереди: найти такое шикарное помещение за такие деньги будет сложно. Посмотрим...

Ольга ЛОПУХОВА, арт-директор Центра "АРТСтрелка", куратор галереи "АРТСтрелка projects ":

- Для вас "Стрелка" была административной обязанностью или кураторским проектом, созданием "очага культуры" буквально на пустом месте?

- На создание чего-то совсем нового я все-таки не решилась бы. У меня как куратора был опыт Фестиваля "АРТКлязьма", и "Стрелка" была его странным, но логическим продолжением. Задачей являлось появление синэнергетического пространства, где было бы хорошо и художнику, и зрителю. Тут можно автору реализовать свои идеи, у него есть территория для высказывания, не связанного с коммерческой составляющей. Мы создавали пространство свободы, которой и так становится все меньше. Нам это удалось. Например, в своей галерее я делала то, что мне нравилось: возвращала полузабытых художников рубежа 1980 - 1990-х, открывала новые имена, например того же Ивана Лунгина, "баррикадная" выставка которого явилась красивым завершением истории "АРТСтрелки", но задумывалась довольно давно, без всякой связи с нынешним контекстом. "Стрелка" была островом свободы, пространством жизни, где проходили не только выставки или перформансы, но даже праздновали дни рождения или поминали усопших. А что касается административных функций, галериста из меня не вышло, как я поняла. Мне это неинтересно. Мне нравится устраивать выставки без заведомого коммерческого результата, мне нравится работать с художниками, экспериментировать, а не продавать. Хотя иногда у нас и покупали, хоть это было странно. Но в любом случае все было хорошо. Если "АРТСтрелка" заканчивается, значит, закончилось ее время.

- То есть переформатирование вашего проекта - социальный симптом?

- Это знак развития всего окружающего. Мы всегда шли в ногу со временем, иногда его опережая. Мы - герои, Александры Матросовы, на нас все тренируются. И рейдеры тоже.

Антон ЛИТВИН, художник, владелец галереи "Ru. Литвин ":

- Вы, будучи художником, вдруг открыли на "АРТСтрелке" маленькую, но галерею. В свете грядущего финала, как вы оцениваете свою инициативу?

- Если быть откровенным, мне галерею дали в придачу к мастерской - пространство с видом на реку. Сначала я хотел показывать свои работы, а потом понял, что полезнее демонстрировать вещи молодых художников, с которыми я дружу. И я признателен "Стрелке", что мне разрешили это делать - все два года это были первые персональные выставки "юниоров". И на последнем вернисаже мы подводим итоги нашей деятельности. Жалко, что все закончилось, но, с другой стороны, видно, что время было потрачено не зря. Но действительно жалко. Ведь осенью я придумал для Московской биеннале современного искусства проект "Маргиналии", в котором все художники моей галереи должны были выступить единым фронтом. Заявка прошла - и что теперь? Ну и жалко, конечно, потерять мастерскую, тем более недалеко от дома. Ну мастерскую я найду. А площадку для молодых ребят на некоммерческих условиях где взять? Загнулась инициатива. Хотя официально меня пока никто со "Стрелки" не выгонял, я знаю, что мое пространство уйдет под ресторан. Хотя, может, Мамут с Ценципером окажутся столь радикальными, что оставят нам хотя бы щель...

- А как, будучи не только художником, но и теоретиком, аналитиком социокультурных процессов, вы расцениваете это "переформатирование" Центра "АРТСтрелка"?

- Пока рано говорить, что появится на этом месте. Все говорят, что вот происходит обычный мировой процесс "джентрификации", когда заброшенные пространства сначала обживают художники и "раскручивают" их, а потом приходят хищные бизнесмены. По-моему, наоборот. Виноваты сами художники: мы не смогли консолидироваться, каждый по-местечковому относился к своей деятельности, в итоге не сложилась статусная оппозиция к макроэкономическим процессам. Если бы "АРТСтрелка" стала подлинным культурным явлением, никакой Мамут не смог бы так задешево, по большому счету, купить этот лейбл. То, что случилось, - органичный результат нашей безалаберности. И некого винить, кроме самих себя. А то, что в экономический кризис находятся люди, которые выкупают территории под лозунгами поддержки современного искусства, означает, что слухи о культурном кризисе сильно преувеличены. Так что, может, все и не так плохо. Надо еще посмотреть, что придумают Илья и Дима.



Источник: "Культура" № 22, 11-17.-6.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.