sansara.ru, 2009
04.06.2009 | Диски
Нечаянная радостьОчень хороший экспериментальный поп на русском языке
Вы можете помнить екатеринбуржскую группу «Сансара» по трансляциям «Нашего радио» — лет восемь назад ей отвели второстепенную роль в рамках очередной попытки сконструировать новомодную версию русского рока; запомнились они по преимуществу чрезмерно экстатическими попытками вокалиста сымитировать Леонида Федорова и его же чудовищной дикцией. Дикция с тех пор особенно не изменилась — ну и что с того; скажем, Айзеку Броку из Modest Mouse тоже следовало бы провести некоторое время у логопеда. Зато изменилось все остальное.
Альбом «69» — нечаянная радость; хотя на самом деле у «Сансары» вышло уже полдюжины пластинок — предыдущая, например, представляла собой спокен-ворд под авангардные шумы. И тем не менее — теперь у группы будто бы что-то очень правильно подкрутили в головах. Здесь почти нет гитар и претензий на рок-н-ролл — весь альбом построен на жестяной ритм-секции, мелкогабаритной электронике и сумасбродной духовой секции; музыка хромая, с очень специальной координацией движений, как будто жадно хватающая внезапно появившийся воздух. Здесь вокалист дает уже не Леонида Федорова, а молодого Роберта Смита — и стонет, надо сказать, по делу.
Здесь много отличных заполошных песен — от открывающего альбом франкофонного марша через терпкую акустику сочинения «Города» к диковинному финалу, посвященному доктору Хаусу.
«69» сильно напоминает то, чем в последние годы занимаются Radiohead (под которыми многие здесь себя чистят, но обычно понимают источник куда более плоско), — по звуку, по общему ощущению спасительной безнадеги, да и по подходу к делу: группа открывает новые возможности через отрицание самой себя. Конечно, «69» — скорее перечисление примет реальности (помимо доктора Хауса тут обыграны и блютус, и френдлента, и что только не), а не попытка как-то с ней разобраться; впрочем, в связи с этим альбомом может встать вопрос, что это значит, — зато не возникает вопроса, что это было.
В свое время в России возникло целое поголовье групп, шедших по следам «Мумий Тролля», пытавшихся так же обращаться со звуком и языком. Поголовье, которое было крайне многочисленным, но по гамбургскому счету казалось абсолютно бесплодным — и к концу десятилетия как будто бы совсем сошло на нет. Теперь выясняется, что их (некоторых, по крайней мере) надо было попросту оставить в покое.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.