Domino, 2009
20.01.2009 | Диски
Завтра аристократаСимволическое убиение группы Franz Ferdinand свершилось
«Убили, значит, Фердинанда-то нашего».
Тревожно вглядывается в объектив камеры Алекс Капранос. Его подельники чуть поодаль склоняются над бездыханным телом и пытаются делать пострадавшему искусственное дыхание. Прежняя эстетика оформления пластинок в духе рекламы Моссельпрома сменилась на черно-белый нуар. Символическое убиение группы Franz Ferdinand свершилось — по крайней мере на обложке их третьего альбома.
Их не было три с лишним года — солидный срок в свете сегодняшних бешеных темпов развития музыкальных трендов (скажем, Bloc Party, когда-то шедшие по стопам FF, с тех пор успели выпустить три альбома и довольно выдающимся образом сойти с ума). Их не то чтобы совсем забыли — однако, скажем, очередное творение Animal Collective ожидалось мировым сообществом с куда большим пиететом.
Их первый альбом придал смысл всей волне возрожденного постпанка и целиком засел в головах у целого поколения;
как показывает практика, под песни с «Franz Ferdinand» люди любого социального положения, образования и степени алкогольного опьянения пускаются в пляс с тем же (то есть чрезвычайным) пылом, что под Цоя и группу «Ленинград». Их второй альбом тоже был отличным — но вы попробуйте с ходу, не переслушивая и не заглядывая в трек-лист, вспомнить с него хоть одну вещь. Я пробовал.
Что ожидалось: фокусы с пленкой и даб; повышенное содержание электроники и архивные советские синтезаторы; фанк и дискотека. Что мы имеем: именно это — и совсем не то. При некотором желании «Tonight: Franz Ferdinand» можно трактовать как ответ шотландского ВИА на вызовы времени — на повальное увлечение цифровой техникой, на попытки породнить белый рок с черной сексуальностью, на эпический синтипоп The Killers. Только ответ этот сродни изящной полуулыбке, с какой потомственный аристократ прекращает дискуссию с зарвавшимся пролетарием. Диапазон используемых на альбоме эффектов не сильно шире того, что был, скажем, в песне FF «Outsiders» со второго альбома. И да — под эту пластинку можно танцевать. Как будто под предыдущие было нельзя.
«Tonight: Franz Ferdinand» — это задиристый опорно-двигательный постпанк, снабженный для объема обильным эхом и размытыми отголосками, а для смеху — мощным присутствием тех самых советских синтезаторов «Поливокс».
Именно для смеху — трудно отнестись иначе к четырехминутным психоделическим пульсациям, венчающим собой вещицу «Lucid Dreams». Кряканья, пиликанья, посвистывания — то, каким образом FF обращаются с техникой, куда больше похоже на старую школу, на времена группы Orange Juice (которую они поначалу упоенно передирали), когда инструменты были большими, а каждый поворот тумблера мог открыть новые горизонты. Гитарная музыка XXI века вообще в большинстве своем является великим рок-н-ролльным надувательством, и Franz Ferdinand виртуозно разыгрывают свое мошенничество по нотам. Их мелодический синтаксис все так же статен, их ритмическая пунктуация все столь же вольготна, их решающие аргументы остались теми же, и большую часть этих аргументов хочется задержать в голове на подольше; если конкретнее, это «Bite Hard», «What She Came For», «Live Alone», и финальный любовный фолк «Katherine Kiss Me», и протяжная «Dream Again», и еще много чего.
К третьему альбому Franz Ferdinand мне как-то окончательно стало понятно, из-за чего кажется, что в Британии 2000-х не было группы важнее. Это стиль.
Franz Ferdinand как нельзя лучше подходит определение «знатный». У них есть врожденный (или приобретенный — возможно, сказывается то, что почти всей четверке уже за 30) вкус. Чувство меры. Чувство такта — музыка FF ведь во многом определяется тем, чего в ней нет: лишних соло, многозначительности, самолюбования. Чтобы прочувствовать это, достаточно послушать, как Алекс Капранос поет: никогда не срываясь на крик, как повально делают все конкуренты; даже yeah в его устах звучит как утверждение, а не восклицание. Альбом, чего греха таить, более всего похож на костюм с хорошей родословной, пошитый на улице Сэвил-роу, и пусть кто-нибудь скажет, что это плохо (особенно учитывая, что большинство остальных пластинок жанра похожи то на футболки из Topshop, то на претенциозное дизайнерское барахло). И если в 2009 году нас ожидают в основном бесстыжая синтетика и вычурный маскарад; и если в этой связи группа Franz Ferdinand берет на себя музыку рок — я готов на них положиться.
«Это какого Фердинанда убили, пани?»
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.