ММСИ
19.01.2009 | Арт
Книжка-игрушкаКто бы сомневался? Он - гений.
Мы медленно, но верно привыкаем к тому, что Московский музей современного искусства - особенно его помещения в Ермолаевском переулке, где и проходит рецензируемая выставка, - начинает соответствовать своему названию. Здесь в самом деле с музейным размахом и фундаментальной серьезностью сейчас показывают contemporary art.
Особенно экстравагантно выглядит на уличных плакатах с фасада здания ММСИ логотип Российской Академии художеств. Он есть и на афише ретроспективы Сергея Шутова "Необходимое и необязательное", приуроченной к 30-летию творческой деятельности автора. Сверху - РХА. На фото ниже - сам юбиляр в темных очках, с овощной сеточкой на голове, с сигаретой в зубах, с куцым плакатом "Россия - страна авангардных экспериментов" в руках. Это снимок 1988 года: после того как бывшему хиппи-подпольщику сильно подфартило участие в качестве художника и актера в съемках фильма "Асса" режиссера Сергея Соловьева, а также организация Арт-рок-парада "Асса" в Доме культуры МЭЛЗ (теперь здесь пышный "Дворец на Яузе", концертный сезон которого открывал сам Теодор Курентзис). Шутов - еще и прообраз Мальчика Бананана со странной серьгой из соловьевского фильма. Любопытнее другое:
академиком Шутов стал раньше всех других представителей андеграунда. В декабре 1986 года он получил в Петербурге из рук гения и хулигана Тимура Новикова удостоверение, свидетельствующее о том, что теперь является академиком Академии всяческих искусств, смешного и серьезного одновременно постмодернистского проекта.
Так что Российская Академия художеств лишь подтвердила "мажорный" статус Сергея Алексеевича в отечественной художественной истории. Кто бы сомневался? Он - гений. Но не поддающийся академическим разложениям по полочкам. (В свое время я сам ернически отреагировал на одну из бесчисленных выставок художника текстом с лейтмотивом "Был ли мальчик?" - слишком разнообразен оказывался автор. Автор незаслуженно обиделся.)
В творчестве Шутова невозможно отделить "необходимое" от "необязательного". Потому что это творчество настолько дискретно, противоречиво и одновременно изобретательно, что аж семь авторов засели за тексты для альбома-каталога, приуроченного к выставке и выпущенного в свет модным издательством "Книги WAM".
И вот пролистывая эту фундаментальную книжку, понимаю, что держу в руках бессмысленную игрушку. Бессмысленную оттого, что она нагружена повешенным на шею создателя мельничным камнем смыслов, утягивающих в те глубины, откуда не возвращаются. А есть ли смысл в энтропии и суициде искусства?
Шутов, будучи художником-академиком во всех смыслах, свои разнообразные работы (живопись, графика, объекты, видео-арт, инсталляции, мультимедиа) придумывает изначально, обосновывает текстами, требует от зрителя хорошей эрудиции.
Его работы, самые китчевые, с мехом, стразами, ярким колоритом, нужно читать, а не рассматривать. Он сам бродит по запущенным садам мировой культуры со скоростью и энергией киборга (виртуальность - один из фетишей Шутова, создателя российского видео- и net-арта).
Тут и цитаты из ОБЭРИУТа Александра Введенского, проиллюстрированные безвечным фильмом и галереей портретов актуальных деятелей московского художественного сообщества. И летящие в неведомое деревянные ракеты с именами классиков, обещающие нам вечное возвращение по Федорову. И жертвы поисков чаши Грааля в виде растрепанных плюшевых мишек с подтеками искусственной крови и цитатами из средневековых сочинений мистиков (не спрашивайте, отчего). И игровые инсталляции, пародирующие эротический или религиозный экстаз.
Тут есть повод смеяться, думать, заглядывать в словари, тосковать о неизведанном и ностальгировать по поводу советских плакатов. Тут все, обязательное и не очень.
Сергей Шутов - поразительный художник. Поразителен тем, что арт-критик оказывается пораженным разнообразием сочиненных софизмов, ставших полноценными произведениями. Наверное, таким и является академическое искусство Академии всяческих наук. А ретроспектива в Музее современного искусства при Академии художеств - такой же хитрый ход. Выставка, подкинутая в виде мишки-игрушки в суровые залы, где мишка найдет свою чашу Грааля. И вынесет ее Шутову - отрастившему хиппистские волосы и надевшему ленноновские очки.
Это необходимо. И обязательно.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.