Ulitka Records, 2008
14.01.2009 | Диски
Ловцы сновНовая пластинка Леонида Федорова и Владимира Волкова
Уже третий год подряд в районе католического Рождества выходит новая пластинка Леонида Федорова и Владимира Волкова. Причем уже второй раз тандем умудряется выпускать в год по две пластинки в рамках разных проектов.
Музыке, что делают Федоров с Волковым, крайне трудно подобрать аналог на отечественной, да и на любой другой сцене.
Фолк с безуминкой, авант-джаз, мелодекламация, нойз и электроника -- здесь понамешано всего, и музыканты не устают придумывать для каждого диска новый концепт. Осенью 2008-го вместе со своими старыми друзьями Сергеем Старостиным и Андреем Котовым они выпустили альбом перепевок народных духовных стихов и песен. Новый альбом музыкантов -- «Сноп снов» -- также продукт коллаборации, но с другими давними коллегами.
Соавторами пластинки названы Анри Волохонский -- живущий за границей переводчик Джойса, и покойный поэт Алексей Хвостенко. Эти люди, которых связывала давняя эмигрантская дружба, известны в первую очередь как создатели песни «Город Золотой», прославленной Борисом Гребенщиковым. Ее авторская вариация есть на «Снопе снов», она называется «Рай», исполняется Хвостенко и по тексту чуть-чуть расходится со всем известной версией.
Спетая хрипловатым и слегка юродивым голосом поэта она не выглядит такой безмятежно-благодатной, как у БГ, зато ближе к чудесному откровению.
«Сноп снов» в целом не сильно отличается от последних работ музыканта. Языковые игры (которыми Федоров больше всего забавлялся на пластинке «Красота») здесь начинаются с названия и проявляются в первой же песне, «Языческой», где Хвостенко и Волхонский упражняются в фонетической «зауми» сродни Хлебникову и будто на ходу изобретает новые «старорусские слова».
Голоса Хвостенко с Волхонским, помимо первой песни, здесь слышны еще два раза, но их интонации и сам Федоров перенимает великолепно -- лопочет и причитает, бурчит и пугает в такт музыке, которая то тревожно постукивает, то разливается клавишными соло, шуршит, хрипит и изредка, в виде исключения, звучит совершенно обычно: проигрыш композиции «Афроамериканская» вполне уместился бы в расслабляющий формат «Радио джаз».
Мелодекламационные опусы, будто чтобы разрядить напряжение, перемежаются с легкими и мелодичными песнями. По духу и звучанию они более всего близки «Романсу» с последней пластинки Федорова-Волкова «Романсы».
Да и весь «Сноп снов», хоть и собран из нового материала, апеллирует к старым привязанностям и приемам.
Здесь в полной мере присутствует та живость, которая не дает зауми скатиться до скучного умничанья и заставляет дышать каждый лепет и скрежет.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.