15.12.2008 | Арт
68 не очень хороших галерей"Арт Манеж"-2008
Московская художественная ярмарка "Арт Манеж" - проект, скажем так, трудной судьбы.
Главный конкурент высоколобо-элитарной, но очень модной и респектабельной "Арт-Москвы", проходящей в ЦДХ, на первых порах она изо всех сил пыталась совместить салонность и интеллектуализм. Кураторами ярмарки побывали "актуальные" галеристы Александр Якут и Владимир Овчаренко, в рамках некоммерческой программы Николай Полисский с калужскими крестьянами воздвигал в центре Манежа плетеную колонну под самый потолок, а искусствовед Виктор Мизиано, входящий в экспертный совет, устраивал интернациональные дискуссии по животрепещущим вопросам современного искусства. Потом Манеж сгорел (ярмарка даже проводилась один раз где-то в спорткомплексе в районе метро "Динамо"), заново отстроился, интерьеры его стали настолько вылизанно-гламурными, что вопрос о заигрывании с contemporary art отпал сам собой. Что даже к лучшему. На тринадцатый год существования "Арт Манеж" обрел свою идентичность.
Это теперь просто предновогодняя распродажа картин и скульптур (с включением графики и фотографии) без особых эстетических претензий, но с артефактами на любой вкус и любой кошелек.
Все кураторские изыски и экспертные советы ушли в прошлое, не говоря уже о научных конференциях. Теперь организаторы отказались даже от пресс-конференции, которая в самом деле была бы пустой тратой времени - чего тут объяснять и о чем рассказывать? Прайс-листы могут заменить пресс-релиз, и это более продуктивно. И я даже не хочу порицать ярмарку под фатальным номером "тринадцать"- теперь она нашла жанровую чистоту. Ну и арт-критику любопытно увидеть, с каким неведомым народным творчеством (искусством назвать представленное невозможно) работают фантомные 68 галерей-участников "Манежа", оплативших стенды и каталог, но в большинстве ограничившихся в информационных справках мобильными (а то и домашними) телефонами своих владельцев-симулякров.
Тем не менее (может, на общем фоне) несколько экспозиций заслуживают отдельного упоминания. Проект "Галереи Полины Лобачевской" под названием "Снежный меридиан" с участием ветеранов неофициального искусства Франциско Инфанте и Нонны Горюновой (новая, на компьютере отработанная версия их старых фотографий с таинственными инсталляциями в снежно-белых пространствах) поражал стерильностью дизайна, умением превратить пластиковую выгородку в микромузей и завлечь в него непосвященного зрителя. Но это ремейк выставки, проходившей осенью в "Домике Чехова".
Ну и "Volga Art Gallery" привезла в Манеж деревенские и городские, равно фантасмагорические, сценки знаменитой Татьяны Назаренко, звезды "левого МОСХа", с недавно открывшейся выставки.
Назаренко можно любить или не любить. Как и ее соседку по стенду Наталью Нестерову. Но это российская классика XX века, что подтверждают расценки.
Но ведь ничего принципиально нового не показали обе, хотя думают и экспериментируют - где? Обращает на себя внимание совместная экспозиция монакской "Carre d'Or" и виртуальной "Галереи Светланы Аджубей" - нонконформисты Юрий Злотников, Александр Юликов, Эдуард Штейнберг подкреплены метафизическими формалистами Борисом Марковниковым, Ольгой Булгаковой, Натальей Ситниковой.
Эти достойные стенды открывают ярмарку (организаторы вкус все еще имеют). Если же начать погружаться в дебри бессознательного салона, то замираешь в недоумении лишь от стенда "12 очень хороших работ" - это благотворительный арт-проект в поддержку Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря. 12 якобы известных живописцев (нет, есть среди них и приличные) создали свои версии образа Георгия Победоносца, побеждающего змия. Но кто сказал, что эти работы "очень хорошие"? Анонимный галерист, покупатель, поверженный Змий, в конце концов?
Нездоровый оптимизм, не отличающий хорошее от плохого, и стал эмоциональным подспорьем нынешней ярмарки.
Но это скромный, редуцированный оптимизм, воплощенный в числе участников и финальном доходе, а не в художественных спорах. "Арт Манеж", знай свое место!
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.