Naive Records, 2008
10.12.2008 | Диски
Никакого СтаниславскогоМуза Мика Джаггера поет любимые песни
Когда-нибудь про нее обязательно снимут кино: как она, дочь баронессы фон Захер-Мазох, встречала лондонских полицейских в одном меховом боа; как пела «As Tears Go By»; как спала поочередно с Китом Ричардсом, Брайаном Джонсом, девушкой Брайана Джонса и Миком Джаггером; как подыхала от героина и нервной анорексии на улицах Сохо; как выходила замуж за ирландского лорда — и сбегала; как жила в сквоте без электричества с панком-нищебродом Беном Брайерли из The Vibrators (результатом стал реанимировавший ее певческую карьеру альбом «Broken English»); как томный голос лондонской старлетки превратился в надломанный хрип пропитой потаскухи; как лечилась; как победила рак — ну и так далее. (С другой стороны, зачем нужно кино, когда есть «Sympathy for the Devil», «Wild Horses» и «You Can’t Always Get What You Want», которыми, в общем, уже все сказано?)
Новый альбом 61-летней Марианны Фейтфул — это десяток (в специальном издании — все 18) кавер-версий, спетых вместе с талантами и поклонниками (Кэт Пауэр, Ник Кейв, Энтони, без которого, кажется, не обходится ни одна подобная затея) и сыгранных грациозно и архаично.
Играют тут тоже люди будь здоров, весь цвет Даунтауна во главе с Марком Рибо и Джимом Уайтом, но они совершенно не рисуются, выполняют свою работу аристократически спокойно, с достоинством постояльцев оркестровой ямы. Интересный выбор песен — поздний Брайан Ино, поздний Моррисси, последние The Decemberists; я лично благодарен Марианне за то, что на своих руках она вносит в вечность действительно гениальную «Hold On, Hold On» Неко Кейс и группу Espers. Еще интереснее то, как это спето. Если на своем предыдущем диске «Before the Poison» Фейтфул принимала песни близко к сердцу, то на «Easy Come, Easy Go» она именно что исполняет, даже строчку «Я сделала немало ошибок» в «Ooh Baby Baby» Смоки Робинсона пропевая так, будто это не про нее, будто она всего лишь вышла в свет прожекторов, чтобы дать словам прозвучать; никакой системы Станиславского. Женщина, чьим основным свойством всегда была чрезмерная жажда жизни, не столько вживается в чужие сочинения, сколько предоставляет себя им — понимая, что любая взятая ее сиплым, истертым голосом нота скажет про них больше, чем, возможно, они сами могут сказать.
Ни одной песни The Rolling Stones на пластинке нет.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.