Roc-A-Fella/Island Def Jam, 2008
04.12.2008 | Диски
Двойка по любвиЛучший рэпер на свете пытается петь; безрезультатно
Четвертый альбом Канье Уэста начинается, как песня группы «Ночные псы» «Будь пацаном» (ей-богу, после вступительных струнных раскатов песни «Welcome to Heartbreak» ожидаешь проигрыша на баяне) и продолжается, как песня Шер «Believe». Предыдущие его пластинки так или иначе обыгрывали тему «Мои университеты»; теперь выпускник вырос и, кажется, влюбился. Заголовок не врет: тут действительно в каждой песне задействована повлиявшая на историю хип-хопа драм-машина Roland TR-808 (получается примерно Тимбаленд — только пожирнее), а общий пафос — примерно как в старой вещи Шнурова: «Мое сердце разбила, как бутылку об стол». Песни именуются «Бессердечная», «Замок любви», «Самая холодная зима», а также «Действительно плохие новости». Собственно рэп появляется в двух — в лице давнего протеже Уэста Янг Джизи и уже, кажется, официально провозглашенного гением Лила Уэйна. А Канье — Канье поет.
«808s & Heartbreak» — это действительно песни, в полном смысле слова, только какие-то недоделанные.
Во-первых, Канье попросту не умеет петь, в связи с чем альбом дико перенасыщен продукцией устройства по обработке вокала Auto-Tune (тем самым, благодаря которому большинство граждан и помнят песню Шер «Believe»). Во-вторых, он пытается обустраивать песни по тем же правилам, что беспроигрышно работали в произведенном им хип-хопе; каждая вещь держится на одном мелодическом крючке, но если раньше не зацепиться за него было невозможно (за счет грува, сверкающих семплов, озорного речитатива), то здесь уловка не срабатывает — в памяти задерживаются разве что прогулочная баллада «Street Lights» и дуэт с Лилом Уэйном. Намерения Уэста очень понятны; разумеется, ему, победителю Фифти Сента, балаболу, сумевшему даже свое появление на пустейшем альбоме Мадонны обставить как праздник, сам бог велел выйти за пределы жанра в большое плавание — однако на данный момент вместо поп-музыки будущего (которой «808s & Heartbreak» считает сам Канье) у него получилась не в меру сопливая копия Джастина Тимберлейка. Есть, впрочем, предположение, что дело тут не столько в творческом методе, сколько, так сказать, в эмоционально-чувственном аспекте. Предыдущие заявления Канье так или иначе соответствовали провозглашенному в известном мультфильме (и распространенному в хип-хопе) лозунгу «Люби себя, чихай на всех». А тут — что сказать, двойка тебе по любви, Тринадцатый.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.