22.09.2008 | Арт
Тренди-бренди на обочинеФестиваль "Арт-Веретьево"-2008
Веретьево - это деревня в Талдомском районе Московской области, между Дмитровом и Дубной. Рядом с деревней был некогда пионерский лагерь, который был выкуплен агентством "ИМА-консалтинг" для корпоративных праздников. Но владелец агентства Андрей Гнатюк не чужд искусства. Ведь основанное им в начале девяностых издательство "ИМА-пресс" было соучредителем "Художественного журнала", первого в России издания в той эфемерной сфере, что зовется contemporary art. Оно же - "актуальное искусство".
И вот теперь фестиваль этого актуального искусства проходит в Веретьеве, которое именуется арт-лагерем.
На пионерлагерь оно (Веретьево) походит лишь благодаря меню для гостей: каша, сосиски, компот. Да и декорациям с раскрашенными скульптурами пионеров и отдельными соц-артистскими объектами: друг владельца, художник Андрей Бильжо, постарался превратить Веретьево в свой ретроспективный ресторан "Петрович" под открытым небом. Это все очень мило. Флаги союзных республик. "Памятник сухому закону". Костюмы морячков "Авроры" у официантов ресторана, который кормит не сосисками, а шашлыками.
Тут нужно бы разразиться тирадами на тему о том, как "новые русские" вспоминают свое советское прошлое с нерасторопной ностальгией. Но Гнатюк перестал играть в это прошлое. И открылся настоящему. Корпоративная усадьба стала местом для показа работ нынешних художников. Она уже стала площадкой Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" месяц назад. И вот теперь в арт-лагере дебютировал фестиваль, в котором участвуют звезды столичной арт-сцены. Фестиваль обещан ежегодным и претендует на место выбывшей по коммерческим соображениям летней "АртКлязьмы" (Пироговское водохранилище в районе бывшего социалистического пансионата превратилось в пространство для частных увеселений).
То есть "ИМА-консалтинг" заявило о новом, долгоиграющем проекте, в рамках которого художники будут жить в этом комичном "арт-лагере", делать на месте работы и превращать территорию в музей.
В этом году куратором фестиваля стала Мария Сигутина, дочь художника Александра Сигутина, одного из героев легендарного сквота в Трехпрудном переулке. Там в начале 90-х исследовали искусство на выживаемость, каждый четверг устраивая однодневные выставки-вернисажи, девизом которых можно было бы назвать "Чем хуже - тем лучше".
Сигутин, естественно, приглашенный в Веретьево, повторил свою работу "Окна": забитые досками крест-накрест загрунтованные чистые холсты в стиле "Все ушли на фронт". То есть искусство кончилось, художнику нечего сказать. Эти "Окна" висели на стенах настоящего сарая, превращенного в кинозал. Внутри крутилось видео молодого радикала Алексея Булдакова "XXX Малевич" - практически мультипликационное порно, в котором под звуки фильма для взрослых категории XXX в половую связь входили геометрические фигуры с супрематических холстов главного русского авангардиста. Это тоже реакция на радикальную традицию, сегодня ставшую музейным экспонатом. Художник может лишь издеваться над революционным пафосом, признаваясь в собственном бездарном идиотизме. Или заставляя по-новому взглянуть на историю искусства?
Собственно, новому взгляду и был посвящен фестиваль "Арт-Веретьево".
Перетаскивание артефактов из стерильных пространств галерей на свежий воздух, под дождь, под солнце, под комарье, на лужайки, подальше от снобистских глаз - это не очень свежий, но по-прежнему модный тренд-бренд.
Вот сейчас именитая "Манифеста", биеннале, придуманная кураторами-радикалами, открылась сразу в трех городах Северной Италии, причем в местах, неприспособленных для демонстрации искусства. И все в восторге.
Лично я был в восторге, когда после проливного дождя, хлюпая по веретьевской грязи, обнаружил холсты Сергея Калинина на задворках какой-то базы с тракторами. Там стояли картины с изображением борцов-атлетов, сливающихся в олимпийском экстазе. Экспрессивная живопись Калинина, как ни странно, гармонировала с застывшей статью экскаваторов (или как их там называют?). Живое - и мертвое. Техника - и тело. Красивый экспозиционный ход. Не говоря о том, что многодельные работы создавали конфликт с давно не работающей техникой, которой, очевидно, нечего копать. Хотя прибраться на территории "Веретьево" надо бы.
Об этом - инсталляция Валерия Чтака "44 швабры". В полудиком лесу художник устроил строительные леса из свежесколоченных швабр (за верность числа не ручаюсь, может, 44, а может, и 144) вокруг несчастной сосны (или еще какого дерева - тоже незаметно). Швабры - абсолютно экологически чистые, лес - грязный. Конфликт - налицо, драматизм - туда же.
Вообще антимузейный жанр фестиваля выявил склонность к физиологизму нашего нового искусства.
Анатолий Осмоловский предложил увеличенные снимки обрезков ногтей, распечатанных на разноцветных полосках бумаги, - абстракция, помеченная экзистенцией. А Алексей Каллима выстроил в лесу "Ловушку для вампиров" - лабиринт из скотча, к которому должны прилипать комары, коих в Веретьеве множество. И они очень кусачие, знаю по себе.
Наверное, это обращение к телесности снова вошло в моду. Это снова тренд-бренд. По крайней мере, для подмосковной деревни, где некогда мучили тела пионеров.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.