Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

12.07.2008 | Диски

Преждевременная дряблость

Sigur Ros навзрыд повторяют слова, лишенные всякого смысла

Из второго (после Бьорк) исландского чуда квартет Sigur Ros ныне превратился в закоренелых классиков. Достоверный факт: Sigur Ros уже легко подменяют Мендельсона; одна моя знакомая недавно венчалась в английской церкви именно под их музыку. Судя по новому альбому — так им и надо.

Если вкратце: на названном в худших традициях построка «Med sud i eyrum vid spilum endalaust» Sigur Ros единожды (в самом начале) звучат как Animal Collective, еще пару раз — как Coldplay (верно и обратное — но у Криса Мартина получается лучше), в остальное время — все так же протяжно, ледянисто и нарочито, только без катарсиса в комплекте. Если по сути: Sigur Ros здесь в основном пытаются сократить дистанцию пробега, упаковать свои нордические симфонии в форму недолгих и цельных поп-песен — и быстро выясняется, что с задачей они не справляются. Sigur Ros ведь зацепили равно прогрессивную общественность и героев журнала Hello! тем, что нашли пусть и неновый, но действенный способ, как сердцу высказать себя, выпестовали свой собственный silentium. Они и не столько песни писали, сколько эпические отступления, дрожащие стоп-кадры с заоблачными пейзажами (недаром исландцы творят видео столь же активно, как музыку); они предпочли словам фонемы — и таким образом нашли способ спеть неизъяснимое, избавиться от гнета значений (недаром они выдумали собственное «хоупландийское» наречие).

Их музыке органически необходим масштаб — так, пейзаж, захватывающий с высоты птичьего полета, вблизи обнаруживает свою ординарность.

Уже предшествующий альбом «Takk…» намечал движение к потребительской функциональности; новая пластинка — еще более широкий шаг в сторону свадебных пятиминуток и плаксивых мелодий для титров в духе кинокомпозитора Джеймса Хорнера. Sigur Ros здесь не успевают развернуться: большая часть песен едва преодолевает плевый 4-минутный рубеж. Либо слишком усердно тянут волынку, безбожно растягивая хлипкую балладу («Ara batur»), — и тогда в музыке появляется преждевременная дряблость. Может быть, что они просто исписались; может — что им мешает давление языка (в том числе английского, на котором в финале альбома Sigur Ros впервые поют), требующего какого-никакого синтаксиса и общей членораздельности. Голос Йонси Биргиссона все так же чист и светел, однако по «Med sud i eyrum vid spilum endalaust» становится очевидно: ему, вообще-то, совсем нечего сказать. Ударяя в литавры, перебирая клавиши фортепиано, дирижируя симфоническим оркестром, Sigur Ros навзрыд повторяют слова, лишенные всякого смысла. Но без напряжения. Без напряжения.



Источник: "Афиша", 25.06.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
16.11.2021
Диски

Корневые песни протеста

К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.

Стенгазета
17.02.2021
Диски

Проект Хржановского «Дау» как отражение (пост)советской реальности

«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.