20.06.2008 | Арт
Камерная монументальностьЗураб Церетели оказался тончайшим графиком-эротоманом
Гедонистическую московскую галерею "Файн Арт" всегда отличала некоторая здоровая "сексуальная озабоченность". Тут демонстрировались "потаенные" бумажные коллажи покойного классика московского концептуализма Эдуарда Гороховского, маньеристические фотографии Сержа Головача с нудистами и мальчиками-геями, откровенные картины с гламурными красавицами восходящей питерской звезды Дмитрия Шорина. Однако это была этакая эротика "понарошку" - интеллектуальные или стилистические игры, физиология в кавычках.
Теперь галерея решилась на ход даже не экстравагантный, а хулигански-эксцентричный. Новая выставка названа в лоб - "Эротика", так оно (она?) и есть.
Только автор рисунков, переведенных в печать на листах бумаги большого формата в технике шелкографии, - Зураб Церетели, президент Российской Академии художеств, народный художник СССР, лауреат госпремий. Ну что ж, что позволено Юпитеру...
Впрочем, в графике, которая изначально делалась для себя с 1998 по 2005 годы, ничего особенно крамольного нет, хотя все телесные подробности выписаны с той тщательностью, которую позволяет лаконичная, быстрая, контурная эстетика черно-белых рисунков (которым только мешает водруженная в центре галереи скульптура какого-то цветастого кентавра, красочные пятна на теле которого напоминают болезненные последствия неуемного гедонизма).
Церетели вдруг предстает художником камерным, лиричным и интимным, автором с хорошей школой и профессиональным мастерством. Глядя на эти листы, сразу вспоминаешь Пикассо и Матисса, тоже неоднократно баловавшихся эротическими сюжетами.
Вообще это очень "французистая" серия - не столько по тематике (хотя кто лучше француза понимает в науке любви?), сколько по изящной стилистике.
Но к своей натуре Церетели относится еще и с чисто грузинским юмором. Его герои, как всегда, отличаются кавказской витальной корпулентностью и хтонической монументальностью - тут маэстро верен себе. К тому же он в самом деле не прочь пошутить.
Общепризнанный хит выставки - невинное изображение лягушки, с вожделением поглядывающей на порхающую бабочку. Ее чувства явно далеки от любовного томления, но страсти тут - хоть отбавляй. Это такой неожиданный взгляд на эротику.
Как и неожиданна сама эта выставка. Наверное, первая, когда Зураб Константинович ограничился всего лишь небольшой серией рисунков, спустясь с юпитерских небес на бычью землю. Даже под землю: галерея "Файн Арт" ютится в подвале на задворках монументальной гостиницы "Пекин".
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.