Московский дом фотографии на "Винзаводе", с 3 апреля по 9 мая
30.04.2008 | Арт
Янычар на баррикадахСтуденческая революция глазами Гексина Сипахиоглу
Выставкой Гексина Сипахиоглу "Взгляд на баррикады - май 68" (проект представлен агентством "Sipa Press" при поддержке Посольства Франции в России) открылись новые залы "RIGroup" Мультимедийного комплекса актуальных искусств, он же - Московский дом фотографии на "Винзаводе". Компания "RIGroup" сделала дружественному МДФ щедрый подарок. Бомжующий музей, лишившийся помещения на Остоженке из-за реконструкции дома, теперь имеет возможность постоянно организовывать выставки в просторных пространствах одного из бывших винзаводовских цехов. А в его подвале стартовал проект "Инкубатор": тут станут демонстрировать работы совсем молодых художников. Начали с инсталляции Натальи Павловской "Высокая печать" - документации работы типографии "Вымпел" в центре Москвы - действующего, хоть и забытого, рудимента советской эпохи. Трогательно рассматривать на фото и видео эти фабричные интерьеры, в которых ничего не изменилось лет за двадцать-тридцать. Но тут-то все известно и банально, а вот парижские события сорокалетней давности на снимках Сипахиоглу обладают какой-то необъяснимой свежестью.
Впрочем, это не совсем снимки. В темном зале светятся лайт-боксы, подсвеченные изнутри пластиковые коробки, вдавленные в фальш-стены. Пространные подписи - исторические комментарии к каждой работе - во тьме практически не прочитать, но в этом тоже есть какой-то революционный пафос.
Ведь уличную бучу в 68-м учинили студенты Сорбонны, поменяв ручки и тетрадки на кирпичи и булыжники, а университетские скамьи - на баррикады.
Впрочем, сам Гексин Сипахиоглу революционером никогда не был (автор экстравагантного дизайна экспозиции - куратор Феррит Дюзиоль), но уже во время студенческих волнений являлся корреспондентом нескольких крупных турецких газет, одним из самых знаменитых фоторепортеров, отметившимся во всех "горячих точках" планеты. Карьеру начал с войны на Синае в 1956 году. В 1962-м во время Карибского кризиса проник на Кубу, переодевшись моряком. В 1957 году выдвигал свою кандидатуру на парламентских выборах в Стамбуле. Это теперь он - кавалер ордена Почетного легиона и основатель самого крупного фотоагентства во Франции "Sipa Press", которое он отказался продать самому Биллу Гейтсу. А в 1968-м Сипахиоглу рисковал собой на баррикадах не ради репутации или идеи, а из верности журналистскому долгу.
Он - не революционер, а отважный и самоотверженный янычар, преданный профессии фоторепортера. Собственно говоря, и снимки на выставке искусством являются лишь потому, что очень оригинально экспонированы. А так - чистейшая хроника. Несмотря на название, здесь нет никакого авторского взгляда, которым так гордятся прочие участники Фотобиеннале.
Другое дело, что объективный объектив журналиста в очередной раз подтверждает: революция 1968 года была прежде всего художественной акцией, несмотря на последующую публичную отставку президента де Голля и серьезные политические последствия (съемка телевизионного выступления растерянного генерала тоже есть на выставке). Баррикады из каких-то старинных дверей и стендов с киноафишами. Бравирующие маргиналы из группы "Катанге", бандиты с их специфическим чувством прекрасного. Вынесенные на улицу классицистические скульптуры из коридоров Сорбонны, превращенные в арт-объекты благодаря росписям и наклейкам. Министр культуры Андре Мальро впереди возбужденной толпы.
Мальчики и девочки, похожие скорее на персонажей фильмов Годара, а не на бастующих от отчаяния рабочих, которых мы знаем по фильмам про русскую революцию. Ну и абсурдистский лозунг "Будьте реалистами - требуйте невозможного", под которым эти баррикады строились.
Сипахиоглу удалось передать не только время, место и действия, но неповторимый стиль той эпохи, где сплелись этика и эстетика. Его снимки можно рассматривать как документ времени, но сейчас они сами собой стали законченными артефактами. Потому что их коллективным автором стали сами восставшие студенты. А фотограф просто успел оказаться на месте. Он был настоящим медиумом. А mediа is the message, как писал МакКлюэн.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.