Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.04.2008 | Колонка / Экономика

Пилюля от Козака

Подсчитать налог и уплатить его – не совсем одно и тоже

Интересно, кто из читателей (профессиональные бухгалтеры не в счет) сможет навскидку сказать, сколько он зарабатывает. Не получает на руки раз в месяц, а именно зарабатывает официально. В рублях, с точностью до копейки. А сколько ему начисляется до налогообложения, и какую сумму составляет подоходный налог?

Для большинства эти вопросы пока носят теоретический характер, поскольку все взаимоотношения между работниками и налоговыми органами берет на себя работодатель. Бухгалтерия сама все подсчитывает и перечисляет в бюджет необходимые налоги.

Однако все может измениться, если идея главы Минрегионразвития Дмитрия Козака платить подоходный налог не по месту работы, а по месту жительства, станет реальностью. При этом необходимость запомнить свою официальную зарплату и освоить калькулятор – меньшая из неприятностей, которые ждут основную массу работающего населения страны.

Подсчитать налог и уплатить его – не совсем одно и тоже. Те, кто до сих пор не сталкивался с работой отечественных налоговых инспекций, могут считать себя счастливчиками. Человек непривычный, попавший в налоговую по какой-то своей надобности — задекларировать неожиданный доход или сдать документы, чтобы получить налоговый вычет, а то и просто получить ИНН — теряет минимум день в очередях и путешествиях от одного окна к другому. А в периоды, когда предприятия и индивидуальные предприниматели сдают годовые отчеты, лучше и вовсе не соваться.

Особенно веселая жизнь предстоит тем, кто живет и работает не там, где официально зарегистрирован. Института прописки нынче официально не существует: регистрация носит уведомительный характер. Однако «уведомить» ОВИР о своем проживании в другом городе тоже далеко не просто – процедура требует немалых моральных и физических сил и огромного количества свободного времени. Не говоря уже о том, что далеко не каждый владелец квартиры соглашается делать своим арендаторам временную регистрацию: кто-то не хочет платить подоходный налог, кто-то, путая регистрацию с пропиской, просто опасается потерять площадь. С другой стороны, именно мигранты и люди, работающие в крупных городах и проживающие в пригородах, стали причиной инициативы Козака. По данным подмосковных властей, область теряет ежегодно 5 млрд. рублей подоходного налога, который попадает в столичный бюджет.

Глава Минрегионразвития утверждает, что знает способ, который может сделать переход к уплате подоходного налога по месту жительства не обременительным для граждан. Очевидно, речь идет о том, чтобы налоговые инспекции подобно ЖЭКам и коммунальным службам рассылали гражданам счета, которые можно было бы со всеми остальными счетами оплатить в любой Сберкассе или на почте.

Вопрос лишь в том, на основании чего будут выставляться эти счета, сколько для этого понадобится налоговых инспекторов и дополнительных бухгалтеров на предприятиях, которые вынуждены будут общаться со всеми налоговыми инспекциями, к которым приписаны их работники. При этом людям свойственно менять как место работы, так и место жительства. Эта незамысловатая истина станет причиной огромного количества конфликтов и споров, в том числе и судебных. В конечном итоге попытка решить проблему неравномерного распределения подоходного налога усугубит не менее (если не более) серьезную проблему низкой мобильности российского населения. И отравит жизнь огромному количеству ни о чем не подозревающих пока граждан.



Источник: The New Times, 28.04.2008,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»