04.04.2008 | Арт
Инновационный держите шагВручение Государственной премии в области современного искусства
"Всероссийский конкурс на присуждение премии в области современного визуального искусства" (таково официальное определение, по-официозному тяжеловесное и нелепое) под названием "Инновация" был учрежден в 2005 году не только Государственным центром современного искусства, организацией по-своему передовой, но и Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Что позволяет считать солидные денежные премии (от 100 000 до 250 000 рублей), которые получают лауреаты в шести номинациях, государственными - в отличие от приватных "Черного квадрата" и премии Кандинского, играющих на том же поле. То есть российские госструктуры поощряют "актуальных" художников, демонстрируя тем самым свою продвинутость.
В этом году конкурс проводился в третий раз - и в третий раз прошла церемония вручения премии. И вот тут "продвинутость" и "государственность" показали целиком и полностью. Определив национальный стиль, вероятно, навсегда.
За "актуальность" отвечало место - клуб "Б1 Maximum", в котором, несмотря на его отдаленность (улица Орджоникидзе - не ближний свет), проходят сегодня самые модные и дорогие рок-концерты, причем в том числе заезжих иностранных гастролеров (и сам клуб совсем не дешев). Ну а "державностью" веяло от декораций и сценария торжества, которое вела Татьяна Друбич. Они являются самыми любопытными и симптоматичными на этом празднике жизни.
Нет, все начиналось совершенно по-альтернативному: современное искусство, что делать. Команда молодых художников и примкнувших к ним волонтеров под водительством именитого Георгия Острецова, вечно играющего с андерграундной субкультурой ("нью-вейв", граффити, комикс и даже революционный советский плакат, вышедший нынче из моды), перед входом в клуб устроила демонстрацию-бойкот. Заранее ругались по поводу решения интернационального жюри, но за деньги организаторов. Потому что "Инновации" хотелось злободневного скандала. И хотелось дать скандалезный ответ премии Кандинского, которую на "Винзаводе" вручали слишком эффектно - взаправду целующимися милиционерами, вживую материализовавшими работу группы "Синие носы", которая вызвала ругань министра культуры Александра Соколова.
Но Острецов пролетел.
Не оттого, что заказной бойкот заказным остается и скандала не вызывает, а оттого, что оформление торжества еще раз подчеркнуло демонстративную и декоративную природу всего действа.
В которой была и есть всего лишь новомодная ностальгия по советскому Высокому. Это сейчас всем нравится, а мне - нет.
Всероссийский конкурс
на присуждение премии в области современного визуального искусства
НАГРАЖДЕНИЕ В номинации "Произведение визуального искусства": группа "Синий суп"
В номинации "Кураторский проект": Олег Кулик
В номинации "Теория, критика, искусствознание": Андрей Ковалев
В номинации "Региональный проект": Арсений Сергеев
В номинации "Новая генерация": Ирина Корина
В номинации "За творческий вклад в развитие современного искусства": Дмитрий Александрович Пригов (посмертно)
В номинации "За поддержку современного искусства в России" (безденежно): Альберто Сандретти
Также спецприз от ГЦСИ получил сотрудник ГЦСИ Виталий Пацюков, а Сахаровский центр поощрил куратора Красноярской музейной биеннале Сергея Ковалевского.
Мне не люб вид ленинского Мавзолея, даже с изображениями членов жюри премии, заменившими собой Политбюро на 7 ноября (это задник сцены). Не кажутся мне прекрасными марширующие курсанты, держащие шаг (актеры, игравшие-изображавшие почетный караул). И песня на мотив "Ах, Таня, Таня, Танечка" в исполнении вполне разумных Ольги Свибловой, Айдан Салаховой, Веры Алентовой и Ирены Куксенайте (галеристок, актера, художницы), принарядившихся в костюмы привокзальных официанток, кажется неразумной.
А куратор Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, распевающий на экране, проходя по выставке номинантов "Инновации" в ГЦСИ, чудесное произведение "С чего начинается Родина", комичен, как гоголевская свинья в ермолке.
Зачем это все? Ну обыграла премия Кандинского соц-арт. Так там хотя бы милиционеры соревновались с властью, а не Бакштейн пел.
Да, государственная премия. Да, официальная церемония. Да, модный клуб, в котором можно поиграть во все. Но ведь не такой же степени...
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.