Новый хронограф, М., 2008
04.04.2008 | Книги
Расторжение заговораКонспирология может быть как невинным развлечением, так и опасным безумием, но схемы и аксиомы у нее остаются общими
Конспирология у нас за последние годы превратилась в общий язык политики и культуры: в фильмах, в книгах, в политических заявлениях и комментариях – повсюду мы встречаем заговоры, подделку реальности, козни таинственных «силовиков» и «оранжевых революционеров», деление людей на дурачков и посвященных. Она может быть как невинным развлечением, так и смертельно опасным безумием, но схемы и аксиомы у нее остаются общими. На русском языке есть множество книг, излагающих разные теории заговора, - от «Протоколов сионских мудрецов» до «Новой хронологии» Фоменко, – и очень мало работ, которые бы их анализировали. Такой анализ можно найти в книге Дэниэла Пайпса «Заговор. Мания преследования в умах политиков». По-английски она вышла в 1997 году и успела стать почти классической; у нас ее давно цитируют и пересказывают, теперь сможем и прочесть.
Сын хорошо у нас известного историка Ричарда Пайпса, автора множества книг о России, Дэниэл Пайпс - один из виднейших американских специалистов по Ближнему Востоку. Книга «Заговор» выросла из его ближневосточных штудий: «изучая происхождение параноидных взглядов Насера, Хомейни, Саддама Хуссейна, я обнаружил, что нагнетание страха перед зловещими интригами врага изобретено не ими; по большей части эта тактика привнесена из европейских и американских источников». В «Заговоре» Пайпс попытался дать очерк возникновения и современного состояния теорий заговора.
Что есть в книге?
Во-первых, краткое пособие по отличению подлинных заговоров от теорий заговора, от «бредней маргиналов». Пайпс предлагает следующие инструменты – здравый смысл, предпочитающий простые объяснения чьим-то хитроумным козням; знание истории, в которой реальные заговоры чаще всего проваливались; и, главное, список характерных конспирологических аксиом: «видимость обманчива», «кто выиграл от события, тот его и подстроил» и т.п. Пайпс остроумно сравнивает конспирологию и порнографию: «Оба теневых литературных жанра стали востребованы приблизительно в одно и то же время, в 40-е гг. XVIII в. Эти произведения приходили к читателю полуподпольно и читались при спущенных шторах». (Эта близость стала еще заметнее с приходом интернета, в котором и порнография, и конспирология переживают новый расцвет).
Во-вторых, краткая история конспирологии, с ее загадочно-постоянным вниманием к евреям и масонам. Пайпс делит эту историю на три периода: период развития - до Великой Французской революции, когда место царей и Промысла как творцов истории заступили невидимые силы - абсолютный дух, классовая борьба, масоны и иллюминаты; период расцвета, от Венского конгресса до разгрома нацизма, когда конспирологи в лице Гитлера и Сталина чуть не захватили весь мир; и период «отступления на окраины», когда конспирологические настроения перемещаются в страны с еще неокрепшей демократией – то есть в третий и бывший второй мир. По третьему миру Пайпс настоящий специалист и сообщает множество необщеизвестных фактов: например, что «конспирацизм особенно расцвел в таких странах как Филиппины, Иран и Гаити» или что в незападных странах конспирологи не вставляют своих козлов отпущения в западные схемы, а перенимают их целиком – и японцы, никогда не видавшие евреев, боятся сионских мудрецов.
В-третьих, рассуждения о том, почему именно евреи, масоны, британцы и американцы оказались главными героями конспирологии, а множеству других религий, организаций и империй роль злых гениев не досталась. По мнению Пайпса, тут дело в том, что эти четыре группы воспринимаются как разносчики модернизации (отсюда страх перед ними) и опираются не столько на грубую силу, сколько на идеалы (отсюда недоверие к ним).
Все это сопровождается пересказом множества чужих (и потому смешных) страхов - от черных вертолетов ООН, которых боятся американские правые, до ведущей к импотенции газировки, которой боятся афроамериканцы. (Правда, в деталях и сам Пайпс бывает неточен, что русскому читателю особенно заметно в пассажах о России, и переводчик вносит свою долю неточности и ошибок).
В общем, перед нами внятный и достаточно подробный анализ конспирологических схем в прошлом и настоящим. Но при чтении надо помнить, что Пайпс – консерватор, «ястреб», у которого перед глазами всегда стоит «внутренний враг» – левый профессор, растлевающий студентов антиамериканской пропагандой (Пайпс даже составлял черные списки таких профессоров).
И эту книгу Пайпс написал с конкретной полемической задачей – доказать, что левые не лучше, а то и хуже правых; что ленинский «антиимпериализм» - такая же теория заговора, как нацистский антисемитизм; что именно левые распространили по всему миру конспирологическую заразу; и что левые конспирологи принесли миру больше страданий, чем правые. И за всеми его рассуждениями об объективных различиях между подлинными и мнимыми заговорами слышится голос, говорящий: «решать, где правда, а где выдумка, будут не темные маргиналы, а мы - те, у кого власть и знание». Верить этому голосу или нет - дело читателя.
. .
Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.
Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».