Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.03.2008 | Фотография

Первосвет

Открылась московская Фотобиеннале

Я понял, что Фотобиеннале удалась и стала одним из главных событий столичной арт-жизни даже не после первого вернисажа в Манеже, где представлено целых шесть проектов из Франции и России (о чем ниже), к которым вскоре присоединится еще один. И даже не после вечеринки в ГУМе, на 1-й линии которого, рядом с Красной площадью, на фоне стендов с итальянскими пейзажами Марка Виноградова лихо отплясывала Ольга Свиблова, директор музея "Московский Дом фотографии", биеннале организовавшего.

Я поверил в полный и окончательный успех мероприятия, когда обнаружил утром в почтовом ящике конверт с логотипом одной популярной компании мобильной связи, клиентом которой я являюсь. В конверте было приглашение. Там были два предложения: бесплатно посетить несколько выставок фестиваля по предъявлению VIP- карты компании и "попробовать себя в роли арт-критика", проголосовав за понравившиеся фотографии с помощью мобильного телефона.

Лично для меня эти предложения абсолютно бессмысленны. На выставки я и так пройду, пользуясь вернисажным invitation, удостоверением прессы или личными связями. Пробовать себя в роли арт-критика, профессионально являясь таковым, тоже не с руки. А за понравившиеся фотографии (и выставки) я проголосую с полос газеты.

Но ведь ваш покорный слуга - не единственный привилегированный пользователь услуг этой компании мобильной связи. Нас много, и все мы получили это приглашение на Фотобиеннале. Может быть, некоторые даже станут арт-критиками. Но только благодаря не компании, а все-таки фестивалю, который так цинично используют в рекламных целях всякие-разные компании и фирмы (список нынешних спонсоров занял бы все пространство этой краткой заметки - помянем в следующий раз). Потому что

Фотобиеннале стала в самом деле главным событием столичной арт-жизни, а Ольга Свиблова - культовым персонажем.

Вот она и на пресс-конференцию в ГУМ по поводу открытия Месяца фотографии опоздала на час из-за того, что опробовала дареный спонсорский автомобиль. А импортные автомобили у нас абы кому не дарят. По крайней мере в художественном мире.

Правда, тут возникает вопрос, насколько художественной является Фотобиеннале. Светской и модной - безусловно, но вот эстетические критерии в данном случае очень расшатаны. Во-первых, всегда фотография у нас вообще воспринималась как нечто сугубо функциональное, газетно-репортажное, предназначенное для чистого созерцания лишь в витринах на здании ТАСС. И даже сусальная лирика журнала "Советское фото" только подтверждала эту неблаговидную репутацию. "Московский Дом фотографии" и решился проводить в первый раз свою биеннале в 1996 (страшно подумать!) году, чтобы развеять сомнения и реабилитировать фотографа в художественных правах. Но, во-вторых, и сам фестиваль, эстетски-щеголеватый, все равно по причине снобства ("Нужно быть снобом и эстетом, чтобы обожать китч", - говаривал Набоков) вечно срывался на какую-то низменную дрянь.

Хочется полноты картины фотомира - и идет в ход журналистика в самом прямом смысле, любительщина, а то и примитив.

Ведь фотография же, да еще под пряным кураторским соусом знатных интеллектуалов.

Вот и сейчас в Манеже по соседству с чистым искусством итальянского провинциала-экзистенциалиста Марио Джакомелли, американского перфекциониста Ральфа Гибсона, парижского лирика Эдуарда Буба и польского крупнейшего мастера малых форм Богдана Конопки развернута выставка "Первоцвет" (отличное название, памятуя, что фотография - это "светопись"), придуманная самим МДФ. Это про рождение цвета в фотографии, про изобретение колора и смыслы его использования. Очень большая, хорошо организованная и умело подобранная выставка. Но главная часть ее - наивные "крашенки" ремесленных провинциальных фотоателье первой половины XX века да "огоньковские" фотографии вождей, передовиков производства или актеров сталинского кино. Хочется не то плакать, не то смеяться. Но и не показывать это тоже нельзя - публика от "крохоток" Конопки и красот Гибсона сразу перетекла к "Первоцвету".

И, наверное, за раскрашенный портрет Сталина работы знаменитого Шагина кто-нибудь проголосует по мобильному телефону, чувствуя себя арт-критиком. Из чувства протеста или руководствуясь эстетическими принципами.

Что ж, светопись все стерпит. И Фотобиеннале тоже. О подробностях которой - позже. Дайте подумать и посмотреть.



Источник: "Культура" № 12, 27.03.2008,








Рекомендованные материалы



Дада Уильяма Кляйна

Не умея обращаться с камерой, Кляйн фотографировал все подряд, с любого ракурса и не всегда глядя в объектив. В результате крупное зерно, отсутствие кадрирования, объект, не попадающий в фокус, стали его художественным методом.


Последнее прибежище

Часть фотографической элиты, обвиняя Парра в цинизме, была против того, чтобы его приняли в агентство — он, дескать, не уважает своих моделей и у него отсутствует гражданская позиция.