Columbia, 2007
29.11.2007 | Диски
Искусный ликбезБыло бы, однако, странно, если в этом море грациозного спокойствия не обнаружилось бы пары шедевров
В киноленте «I’m Not There» (которая еще не вышла в прокат нигде — и неясно, выйдет ли вообще у нас) Боба Дилана играют шесть человек; в ее саундтреке за БД отыгрывает целая рота: три с лишним десятка песен, два с половиной часа эфирного времени, гвардия американских деятелей искусств (от ветеранов вроде Вилли Нельсона до молодежи вроде The Hold Steady) плюс аккомпанирующая супергруппа the Million Dollar Bashers, состоящая из гитариста и барабанщика Sonic Youth, фронтмена Television Тома Верлена, джазового клавишника Джона Медески и еще нескольких человек того же уровня.
Количества пугающие, особенно если учитывать материал — все-таки сто тридцать минут песен Дилана способен вынести далеко не каждый; качество, тем не менее, на уровне — пластинка может наскучить, но вряд ли способна вызвать раздражение.
Быть может, происходит так потому, что на «I’m Not There» в большинстве своем содержатся не столько кавер-версии (если закладывать в термин обязательную творческую переработку оригинала), сколько исполнения; почти все участники торжественной процессии бережно несут груз ответственности, словно боясь ненароком попортить доверенное им богатство. Оттого им удается достоверно воссоздать ощущение магнетического потока слов, которое свойственно лучшим песням Дилана; оттого не совсем понятно, на чей счет записывать удачи. Скажем, неожиданно мощно выступил экс-лидер Pavement Стивен Малкмус — но ведь «Ballad of a Thin Man» вообще сочинение такой силы, что его трудно завалить. Скажем, по обыкновению убедителен Марк Ланеган — но ведь он со своей хрипатой мужицкой мудростью и есть вылитый герой песни под названием «Человек в длинном черном пальто».
Было бы, однако, странно, если в этом море грациозного спокойствия не обнаружилось бы пары шедевров.
И действительно. Во-первых, отличился ансамбль Iron & Wine, превративший не лучшую вещь позднего Дилана «Dark Eyes» в сладостный предрассветный напев. Во-вторых — Энтони, сумевший своей вокальной амброзией заставить заезженную «Knockin’ on Heaven’s Door» звучать так, будто усталый ангел, возвращаясь домой, тихо стучится в райские врата.
Весомый, искусный и полезный ликбез; фактически байопик в форме двойного альбома. Что, разумеется, не означает, что кино смотреть необязательно; судя по саундтреку — ровно наоборот.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.