Музей имени Андрея Сахарова
20.11.2007 | Арт
ЗлойКогда смотришь на эту графику вживую, а не на репродукциях из зарубежной прессы, понимаешь, что Сысоев умел рисовать
Наверное, выставка Вячеслава Сысоева "Ходите тихо, говорите тихо!" станет последней для Музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова. Экспозиция, приуроченная не только к 70-летию со дня рождения покойного художника, но и к Дню политзаключенного в России (Сысоев провел три года в лагере), опять показалась излишне скандальной, ненужной - как и вся деятельность музея. У него (музея) нет денег. Он (музей) выглядит для власти неинтересным, если не опасным. Такой же неинтерес проявляет к Сысоеву и "актуальное" художественное сообщество. "Ну что это, карикатурки?" - общераспространенное мнение.
"Я знаю, что многие не считают меня художником, говорят так: "Сысоев? Да он же не художник, он - карикатурист!" Ну, в таком случае для тех людей, кто так говорит, я хочу сказать: я и не претендую на звание художника, ведь в конце концов я освобождаю для вас место, пожалуйста, считайтесь художниками",
- писал Сысоев в своей книжке мемуаров "Ходите тихо, говорите тихо: Записки из подполья", давшей заглавие нынешней выставке.
В сущности, это в самом деле карикатуры. Графические листы из разных серий. Диковатые "Ндравы тюремные" - воспоминания о лагере в наивном духе лубка. "Модернизьм" - иронические посвящения коллегам-нонконформистам, друзьям по художественному подполью. "Мonsters of Perestroika" - язвительная реакция на происходящие в стране перемены, в которые Сысоев явно не верил (и имел на то моральное право). Ну и знаменитые персонажи с прямоугольными коробками вместо голов - коллективный портрет сограждан. Наконец, навязчивая тема сырокопченой колбасы, приметы недостижимого рая по-советски: женщина-колбаса, душевнобольной-колбаса, колбаса, приговоренная к смерти-расчленению на пыточном Лобном месте.
Что это с точки зрения искусства? Наверное, ничего. Грубо, в лоб, диссидентская партизанщина (Сысоева тот же Сахаровский центр и выставляет в качестве "ярчайшего представителя диссидентской культуры", как написано в сопровождающем выставку тексте).
Но, когда смотришь на эту графику вживую, а не на репродукциях из зарубежной прессы (у вашего покорного слуги была такая возможность в то лихое время), понимаешь, что Сысоев умел рисовать.
Но он очень не любил Отечество, был очень злым по отношению к Родине. И сознательно коверкал стиль и манеру, принимая формы наивной дикости.
Его посадили за порнографию. Но это была не грязнопись (прямой перевод слова), а очищение перед самим собой. Не очистка перед партией, а использование профанной, скабрезной эстетики во имя внутреннего освобождения. Сакральный, по сути, жест. Он делался в тишине и беззвучно. Но совершенно не подходил официальной инструкции "Ходите тихо, говорите тихо". Сысоев так не мог просто органически.
Злость - это тоже эмоция. Очень продуктивная, как оказалось.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.