В конце 90-х человек по имени Кейси Спунер позвонил в редакцию английского издания New Musical Express и поинтересовался, сможет ли его группа попасть на обложку, если он сделает минет главному редактору. В группе помимо Кейси состоял его соученик по Чикагской школе искусств Уоррен Фишер, назывался же дуэт без затей: Fischerspooner, по-русски это звучало бы примерно как «Рыбаковложкин». Что ответил секретарь, неизвестно, однако через несколько месяцев NME аттестовал Fischerspooner как «лучшее, что придумано в музыке со времен ее электрификации», а в хит-парадах возник их ироничный гимн посредственности — «Emerge»: мол, если ты хороший парень, не так уж глуп и не подлец — я очень рад.
Песни дуэта пузырились наивными электронными мотивчиками из старых видеоигр и перли на слушателя, как чугунный скороход: быстрая походка и взгляд безумный. Живые выступления представляли собой бесконечную идиотическую клоунаду, сопровождаемую плясками полуголых девиц. Так начинался стиль электроклэш.
Полтора года назад журнал Q поместил Fischerspooner в список групп-неудачников, которые хотели изменить мир, да не смогли. К тому времени младшие сестры-ножницы Кейси и Уоррена — группа Scissor Sisters — со своим диско-цирком были нарасхват, а вот их прямых предшественников подзабыли, из чего Q сделал вывод, что музыканты, дескать, опередили время. Но вскоре подоспела вторая пластинка — «Odyssey», и обнаружилось, что Fischerspooner и не думали за этим временем гнаться. От былой нервозной взбалмошности не осталось и следа, на смену ей пришел самоуверенный клубный поп с лапидарными гитарными проигрышами. Зато в работе поучаствовала целая сборная американских интеллектуалов: музыку Фишер сочинял вместе с продюсером диковатых Black Dice Николя Верном, Спунер же своим хмуро-томным голосом выпевал тексты Дэвида Бирна и покойной эссеистки Сьюзен Зонтаг. Короче говоря, стало понятно, что их крикливые электропоп-поделки не от молодецкой удали, а от большого ума и что электроклэш-бравада придумана была не по зову плоти, но на холодную голову.
Тут впору решить, что под масками простоватых удальцов прятались умники и теперь, когда фокус больше не работает, они поспешили обнаружить истинную сущность. На самом деле все ровно наоборот: вопреки завету Оккама, Fischerspooner сущности множат — разглядеть истинное лицо этих затейников-мистификаторов не удается никак.
В интервью сайту Pitchforkmedia.com Спунер юродствует и делает вид, что не понимает простейших слов: «Что такое анафема?», в другом же интервью рассказывает о любви к Феллини и Висконти, а в собственном блоге рассуждает о том, что ничего реального не существует. Впрочем, какими Fischerspooner явятся в Москве, вполне ясно. На 10-летие Zeppelin Кейси и Уоррен прилетят прямиком с Ибицы, где все лето стояли за вертушками, специально под пляски их буйного балета в «Гауди Арене» оборудуют две сцены — и вряд ли кто из пришедших на вечеринку будет вслушиваться в тексты Зонтаг. Как ни крути, живьем Fischerspooner — это бурлескная свистопляска и феерический шабаш. Что и требуется показать.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.