18.09.2005 | Арт
Путешествие Уорхола в РоссииВыставка гениального рекламщика ХХ века поможет решить ее организаторам множество задач
Знаменитая картина Владимира Дубосарского и Александра Виноградова «Энди Уорхол в Москве», где художник стоит на фоне Храма Христа Спасителя, как нельзя лучше иллюстрирует историю с предстоящей в России выставкой «Энди Уорхол: художник современной жизни». Каждая из сторон – и организатор выставки фонд Alcoa, и принимающие музеи – решает свои глобальные задачи, для каждой из них Уорхол – свой Храм Христа Спасителя.
«Выставка включает более 300 картин, рисунков и архивных материалов из постоянного собрания нашего музея, а также информационно-справочные материалы и каталог, специально изданный для посетителей выставки в России», – бодро рапортует в пресс-релизе директор музея Уорхола в Питсбурге Томас Соколовский. Музей этот, как сказали бы в советское время, – подшефная организация американского алюминиевого гиганта Alcoa, штаб-квартира которого расположена как раз в Питсбурге. В этом году Alcoa приобрела два предприятия и в России – в Самарской и Ростовской областях. Далее все пошло по классическому для крупных западных компаний сценарию. Вместе с компанией Alcoa в России появился и благотворительный фонд Alcoa. Задача фонда – не просто заниматься благотворительностью, но и создавать положительный имидж Alcoa в регионе, где компания ведет бизнес. А потому работы Уорхола отправятся на Волгу и юг России. Правда, сначала выставку покажут в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя здесь у Alcoa нет крупных производств, однако не показать выставку подобного уровня в столицах было бы необъяснимым и почти вызывающим жестом.
Так что сначала работы Уорхола увидят в Москве: выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу откроется 13 сентября. К организации и проведению этого безусловно крупного события сама Третьяковка, в общем, имеет достаточно косвенное отношение – вернее будет сказать, что выставка из Питсбурга лишь гастролирует на площадке Третьяковки.
Весь проект – от концепции и отбора работ до печати каталогов и приглашений – делают американцы. Третьяковка же получает от проведения выставки неплохие доходы (плата за аренду помещений, выручка от продажи входных билетов), а попутно кует и "символический капитал" – отличную пиар-прибыль.
Несмотря на это, Третьяковка позиционирует выставку как свой проект. Раз у нас – значит, наше; так, видимо, рассудило руководство музея. Рассудило, впрочем, скорее от безысходности. В следующем году Третьяковка празднует 150 лет с момента основания, но так случилось, что основной юбилейный проект провален: новое здание на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной к 2006 году построено не будет. Вернее, его даже не начали возводить, так как все сошлось воедино: сложный с точки зрения гидрогеологии участок, отсутствие финансирования и даже архитектурного проекта.
Юбилеи всегда нуждаются в крупных проектах – Третьяковке же похвастаться особенно нечем. Кроме разве что серии выставок "Золотая карта России", представляющей коллекции региональных музеев, однако тянущейся далеко не первый год. Счет выставкам сейчас идет уже на десятки, и похоже, Третьяковка сама устала от них: от раза к разу концепция выставок становится все невнятнее. И вот начиная с этого года в Третьяковке начинают показывать большие выставки, этакие музейные блокбастеры: «Бубновый валет», «Марк Шагал»... Теперь «Энди Уорхол: художник современной жизни».
Три первоклассные выставки за один год – это действительно очень много. Однако широкой общественности невдомек, что только выставку Шагала Третьяковка делала самостоятельно. «Бубновый валет» был инициативой частного фонда культуры «Екатерина» – тогда фонду удалось показать не только работы из Третьяковки и Русского музея, но и малоизвестные публике произведения из регионов (вплоть до районных музеев), а главное – из частных собраний. Силами «Екатерины» были даже модернизированы несколько казарменных залов Третьяковки на Крымском валу – там наконец появилось музейное освещение. Когда же Третьяковка делала выставку Шагала, то в музее узнали, что страховая оценка картин – это не абстрактные цифры с большим количеством нулей, а вполне конкретные строчки бюджета. Кстати, фактически все большие выставки делаются на спонсорские деньги: Третьяковка (как и другие музеи) просто не может оплатить ни страховку, ни печать каталогов. При этом спонсоров в музее не любят и рассматривают их как неизбежное зло.
Правда, в Третьяковке нашелся человек, который решил использовать выставку Энди Уорхола не в финансовых и пиар- целях, а в художественных. Руководитель отдела новейших течений Третьяковки Андрей Ерофеев параллельно с выставкой родоначальника поп-арта покажет экспозицию «Русский поп-арт», где 250 произведений будут объединены в три основных раздела: «Предшественники русского поп-арта»; «Поп-арт в искусстве 1960–1970-х», «Поп-арт сегодня».
После Москвы экспозиция Энди Уорхола отправится в Санкт-Петербург. В середине декабря она откроется в Русском музее, который также может гордиться выставкой. Этим проектом он утрёт нос своему главному конкуренту – Эрмитажу. Ведь предыдущая выставка Уорхола в 2000 году проходила именно в Эрмитаже. Нынешняя экспозиция несравнима по масштабу и качеству с предыдущей, и тем самым Русский музей утверждает свой статус главного места показа современного искусства в Питере.
Напоследок выставка Энди Уорхола отправится и на Волгу, в район стратегических интересов компании Alcoa, – весной 2006 года экспозиция откроется в Самарском областном художественном музее. У местной политической и художественной элиты появятся поводы для торжества. Амбициозная Самара, вечно претендующая на ведущую роль в регионе, последнее время чувствует себя обделенной: её так и не сделали столицей Приволжского федерального округа. Зато теперь можно будет объявить о крупнейшем художественном событии 2006 года в Поволжье. В Ростовской области – другом регионе стратегических интересов Alcoa – выставка Уорхола будет гораздо более скромной. В городе Белая Калитва в рамках культурно-образовательной программы для юношества (так официально называется этот проект) будут представлены принты Энди Уорхола.
Итак, благодаря Энди Уорхолу будет решено огромное количество задач: Alcoa выйдет на большую дорогу благотворительности, музеи и их руководители разберутся с проблемами собственного позиционирования на рынке искусства, региональная администрация удовлетворит свои амбиции.
Название «Энди Уорхол: художник современной жизни» приобретает буквальный смысл. И всё же в конце концов стопка реальных и виртуальных купонов, которую настригут организаторы и устроители выставок Уорхола в России, – не самое важное. Главное в другом: искушенная московская и питерская публика, жители Самары и южнорусские подростки наконец-то вживую увидят произведения самого гениального рекламщика ХХ века, яркого художника, запрягшего высокое искусство в телегу коммерции. И зрелище это со всех точек зрения несомненно будет и любопытное, и полезное.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.