Культовая фигура британского авангарда, Саймон МакБёрни, посвятил свой новый театральный эксперимент в театре Барбикан «Исчезающее число» памяти режиссера Марка Вайля. Создатель экспериментального коллектива «Ильхом» с тридцатилетним стажем в Ташкенте, Марк Вайль выступал со своими спектаклями в Америке и Великобритании, в Германии и в Японии. Он создал уникальный синтез восточных мистических традиций и западного авангарда. В сентябре месяце, накануне своей премьеры по трагедии Эсхила, Марк Вайль был зверски убит в подъезде своего дома в Ташкенте. В студии радиообозрения «Уэст-Энд» голоса тех, кто знал лично и работал с Марком Вайлем. Среди них – британский режиссер Саймон МакБёрни:
Почему убили Марка Вайля? Домыслы заводят в тупик – мы не знаем. Но мы знаем, что какие-то люди ждали его – чтобы совершить нападение, а, возможно, и убить. Зачем? Не ради денег – денег у него не было. Не из мести – он никогда не нанес вреда ни одному живому существу. Он был по-настоящему добрым человеком – добрым по отношению к людям вокруг него, к соотечественникам, стране, семье. Значит, единственное, что мы можем предположить: его убили за то, что он делал. А делал он одно – ставил спектакли. С 1976 года, когда он создал театр «Ильхом».
Но как, почему человека хотят убить за его спектакли ? Для того, чтобы понять это, нужно понять суть природы театра. Театр, как мы знаем, это вид искусства, существующий в настоящем. Фильм смотрит в будущее, говорит о том, что должно произойти согласно сюжету. Поэтому киноиндустрия всегда была столь важна для пропаганды. Все тираны ХХ-го века прекрасно это понимали. Эйзенштейн чувствовал это кожей. Фотография же, наоборот,уводит в прошлое. В тот момент, когда снимок сделан, что-то как будто стремительно уносится от нас. Фальсификация снимков с целью изменить прошлое, переписать историю, существует с самого момента изобретения фотографии.
Театр – единственный, уникальный вид искусства, обращенный к настоящему моменту. Театр существует сейчас, только сейчас, точно так же, как и я говорю с вами сейчас, хотя вы знаете, что эти слова были записаны на магнитофон.
Если заглянуть в тщательно реконструированный шекспировский театрт «Глобус», вы поймете, насколько глубоко Шекспир-драматург это понимал. Единение актеров с публикой, смотрящей спектакль в этом пространстве, показывает, что монологи – это не личные размышления персонажа, а публичные дебаты, или – точнее – это и то, и другое. Театр «Глобус» демонстрирует и нечто иное: театральное действо не зависит от пьесы. Театр, в каком-то смысле, даже не существует на сцене, с актерами: он существует только в сознании, в умах публики. Это совершающийся в каждый данный момент акт коллективного воображения. И этот акт дает нам возможность ощутить, что мы не одиноки, что наша внутренняя личная жизнь на самом деле существует в более широком пространстве за границами нашего тела - в коллективном пространстве, которое можно было бы назвать «общим» или просто «общиной». Любой деспотизм держится на страхе. Страх достигается разъединением, каждый индивидуум должен быть изолирован от остальных. Неизбежное следствие этого – коллективный паралич общества. Таким образом деспотизм добивается полного контроля.
Марк Вайль с самого начала знал, что театр разрушает эту иллюзию изолированности, иллюзию, что мы одиноки, что наша внутренняя жизнь – лишь только наша. И поэтому само театральное действо – как понимал Марк Вайль – может открыть людям глаза, может пробудить надежду и подорвать страх. Не с помощью каких-то политических заявлений, а просто благодаря факту своего существования. И, может быть, одним из самых мощных аспектов театра Марка Вайля было просто отсутствие страха.
И поэтому его театр был маяком, лучом света во мгле разъединенности. Это было маяк, который освещал нашу связь друг с другом. Не только в Узбекистане, но и во всем мире. И может быть –может быть – именно за это он был убит. За то, что он не боялся. И если мы хотим почтить его память, мы все тоже должны набраться мужества – и играть.
Саймон МакБёрни, специально для радиообозрения «Уэст-Энд» Русской службы Би-Би-Си. (Редактор и ведущий Зиновий Зиник.)
Gомню, как я первый раз попала в Детский мир на Лубянской площади. Ощущение, что ты прям в сказку попал: уххххтыыыы, так классно! У нас в городе такого разнообразия не было. Я запомнила не игрушки, а какой-то отдел, где продавали восковые овощи всякие, яблоки, вот это всё для художников. Какое сокровище! Там краски! Вот это всё, что мы доставали непонятными путями, кто-то с кем-то договаривался, чтобы откуда-то привезли. Дефицит же был.
Когда мы ехали, был ливень огромный: мы только собрались все, нарядились, накрасились, выходим во двор - и вдруг ливень. Но мы приехали, и все было уже подготовлено, красная дорожка со всеми фотографированиями, официальный человек от Академии нам помог пройти и сказал: наслаждайтесь, можете здесь провести сколько угодно времени. Это было как-то вдруг приятно, расслабленная атмосфера, совсем не такая, как мы ожидали.