2007
29.10.2007 | Диски
Закат ЕвропыEN используют металлолом в качестве подручного материала только потому, что ни в чем другом уже не осталось поэзии
Критик-марксист Бен Уотсон в связи с терактами 11 сентября написал злой памфлет, в котором, в частности, язвительно заметил, что группа, взявшая себе имя «Разрушающиеся новостройки», после такого обязана уйти на покой — или во всяком случае радикально сменить стратегию. И то верно:
кажется, любая рецензия на Einsturzende Neubauten за последние лет семь начинается с того, что творцы немецкого индастриала нынче перестали сверлить и грохотать и вообще изрядно присмирели.
«Alles Wieder Offen» — не исключение: основная стихия здесь — та же самая возлюбленная тишина, что готический рыцарь Бликса Баргельд со товарищи воспели на альбоме «Silence Is Sexy». Из тишины вырастают громоздящиеся друг на друга аккорды фортепиано, гитарное легато и скрипичное арпеджио, лязг перкуссии и крикливые приветы Луиджи Руссоло, недосказанные мелодии и маршевые ритмы; из закулисной полутьмы является мерный тевтонский голос, произносящий неведомые слова. Из того, как звучат эти слова, многое можно понять: если прежде Einsturzende Neubauten с особым цинизмом использовали милитаристский потенциал немецкого языка, то ныне они ищут в нем художество; теперь здесь важен не Геббельс, но Гейне, не резня бензопилой, но ноктюрн на флейте водосточных труб (метафору следует понимать буквально — EN давно уже освоили искусство выбивать мерцающие мелодии из смесителей, мусоропроводов и прочих никчемных железяк). Можно сожалеть о том, чем пришлось пожертвовать, но приобретенное, по-моему, перевешивает:
послушайте, как Бликса поет о систоле и выговаривает словосочетание «Nagorny Karabach» в одноименной песне, висящей на одном флегматичном басовом риффе; как он цедит фразы о Ленине и Абиссинии в самой шумной вещи альбома «Let’s Do It a Dada»; как под переборы виуэлы выдыхает синонимы в заключительной «Ich Warte».
В сдержанных гармониях этой пластинки чувствуется величественная красота упадка, практически закат Европы; кажется, что EN используют металлолом в качестве подручного материала только потому, что ни в чем другом уже не осталось поэзии. Уотсон, конечно, был прав: пресловутые новостройки давно рассыпались в прах, Einsturzende Neubauten играют в окружении постиндустриальных руин, и в их очертаниях чем дальше, тем больше проглядывает вечность.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.