Галерея Гельмана на Винзаводе, 4й Сыромятнический д.1, стр. 6
15.09.2007 | Арт
Времени — нет!Выставка Дианы Мачулиной "Старый новый" в галерее Гельмана на Винзаводе
Это была всего лишь маленькая обыкновенная муха
с серыми крыльями. Только всего и ничего более.
Но не раз она доставила мне приятную минуту,
пока она жила.
Кнут Гамсун
Серия Дианы Мачулиной из больших многометровых картин под общим названием "Старый Новый" в самом деле не совсем нова. Покладистый столичный любитель современного искусства в этом году уже видел несколько работ из нее и в проекте Яры Бубновой "История в настоящем времени" в рамках 2-й Московской биеннале, и на выставке "Соц-Арт. Политическое искусство в России" в Государственной Третьяковской галерее, и на каникулярной летней экспозиции в самой Галерее Гельмана.
Однако все девять холстов сейчас впервые показываются вместе, вне постороннего контекста, в котором им отводились функции то почетного российского делегата на смотре искусства из Восточной Европы, то продолжателя шутовских традиций советского андеграунда, то декларации о намерениях одной из самых известных галерей. В то время как серия Мачулиной является абсолютно самодостаточным масштабным – хотя бы по формату – высказыванием, в котором равнозначимыми являются и форма (цвет, композиция, цитатная иконография каждой из картин), и содержание (экзистенциальный философический посыл, чуждый географических, политических или арт-рыночных забот).
Это вневременное и не имеющее региональной прописки классическое единство технической проработанности и семантической насыщенности отсылает "новый" проект Дианы Мачулиной к "старой" художественной традиции, непривычной в стенах "актуальной" галереи.
К тому же у этой "остросюжетной" жанровой живописи есть парадоксальный на первый взгляд, но непосредственный меланхолический предшественник в Большом Времени – голландский барочный натюрморт с постоянной темой Vanitas (тщетность, суетность всего земного) и строгой кальвинистской чувствительностью. Вьющаяся кожура полуочищенного лимона на картинах Хеды, Калфа или Класа легко рифмуется с полоской клейкой мухоловки, оказавшейся сквозным "персонажем" серии Мачулиной. На ее полотнах золотая лента, ставшая последним пристанищем для вездесущих "источников заразы", заменяет то бантики в волосах ангелической девчушки, то серпантин на елке, то финишную ленточку рекордсменки-бегуньи, то информационную ленту телекса. И так же, как у голландцев, символизирует бессмысленность всего того, к чему стремятся с мушиной проворностью суматошливые человеки и что все равно унесет в своем стремленьи державинская "река времен". Порочная, бессмысленная, тщетная жажда Нового – бога современности, принимающего обличья спортивного рекорда, журналистского "актуального репортажа", бесконечного российского праздника с 1-го по 13-е января (отсюда буквальный смысл названия проекта), вернисажа, свадьбы, модного дефиле – и стала предметом изображения у Мачулиной. Молодой художник с какой-то нездешней умудренной отстраненностью взирает на окружающий суетный мир, напоминающий ей хаотическое копошение насекомых. Банку с пауками, мушиную возню.
Аллегорические, старательно написанные холсты будто бы пришли из другого времени. Точнее, они вообще своим мизантропическим пафосом отвергают все темпоральные категории.
Ars longa, vita brevis est. Диана Мачулина, судя по всему, очень любит искусство, но скептически относится к жизни. За исключением жизни мух, поскольку та уже закончилась на клейкой яркой ленте. И может стать предметом эстетического восхищения. И темой для большой живописной серии.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.