до 21 октября
21.09.2007 | Арт
Не в себеБомж в "Доме Нащокина"
Именно Зверев своей жизнью и творчеством в очередной раз доказывает: биография творца - отдельно, искусство - отдельно. Даже когда они вроде бы нераздельно сплетены, как в случае Анатолия Тимофеевича. В последнее время к нему все чаще стали применять словечко "перформанс": рисует веником, зубной щеткой или пальцем - "перформанс", ночует на помойке и ходит под себя в метро - "перформанс", бузотерит или, наоборот, унижается за бутылку - "перформанс", "карнавальное поведение", "продуманная игровая стратегия". Нет, конечно, Зверев не был наивно прост и отличался от соседей по очереди в винный отдел.
Он знал себе цену и умело маскировал ранимый талант за брутальным образом бомжа, в которого однажды искусно перевоплотился.
Но, к сожалению, не смог выйти из удачной и удобной роли. Которая постепенно все больше становилась жизнью.
А вот творчество все равно было автономной зоной, заповедником чистоты и красоты, в котором нет места запахам пота, мочи и перегара. Смотришь на большинство работ Зверева - и хочется декламировать: "Ночной зефир струит эфир". Его называют "русским экспрессионистом". Какое там - нет ничего более ясного, гладкого, спокойного и душистого, чем зверевские картины и графика, хоть вроде бы и делалось все отдельными мазками-штрихами. Но любимый прием - декоративная спираль-завитушка, замысловатая виньетка или жирная, уверенная в себе линия, а не нервный взбрык с плеча.
Зверев в искусстве - не бомж, а галантный кавалер или домовитый хозяин.
Потому только сначала кажется странным видеть выставку Зверева в аристократичной галерее "Дом Нащокина", в старинном московском особнячке пушкинского друга. Тут к одной из выставок обили стены штофом, да потом долго никак не снимали ткань, настольку впору пришлась. Недавно еще это было одним из самых светских мест Москвы с закрытыми вернисажами. Тут до сих пор любят искусство спокойное, достойное и доступное. И вот на тебе: новая экспозиция "Портреты Анатолия Зверева" - уже второй проект галереи, посвященный художнику. Он здесь прижился.
Вернее, не он, а его работы, что смотрятся в здешних залах необычайно органично. Будь то пейзажи, натюрморты или портреты. На этот раз именно портреты.
Портрет - жанр амбивалентный. Тут наличествуют и портретируемый, и портретирующий. Так вот в разнообразных зверевских портретах портретирующего не найти. Он неуловим. Точнее, не найдешь такого Зверева, к которому мы привыкли по устным апокрифам.
Есть же очень мастеровитый художник, меняющий манеры в зависимости от ситуации и желания, но всегда остающийся очень благообразным и благонравным. Ровным в своей переменчивости. Элегантным, красивым, гордящимся своей маэстрией.
Общее ощущение от экспозиции - высокий салон. Это, конечно, не аристократический портрет XIX века, однако в стенах "Дома Нащокина" зверевские парсунки тоже очень кстати. Но вот интересно представить самого Анатолия Тимофеевича на чинном вернисаже этой своей выставки. Хотя зачем он галерее? Есть же Зверев-художник. А все его житейское - только "перформанс". Зрителям которого полагаются салфетки с отдушкой.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.