Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.07.2007 | Балет / Интервью

Лидер должен хорошо подумать

Звезда мирового балета Карлос Акоста - первый зарубежный Спартак XXI века.

 В Большом театре ожидается историческое событие. Кубинец Карлос Акоста - один из самых популярных и виртуозных танцовщиков мира, премьер королевского балета «Ковент-Гарден», которого разрывают на части ведущие театры мира, - выступит в Москве в легендарной роли Спартака. До сих пор единственным иностранцем, осилившим этот спектакль на его родной сцене, был премьер Парижской оперы Николя Ле Риш. Акоста же станет первым в России зарубежным Спартаком XXI века и первым иностранным участником гастролей Большого театра в Лондоне. В преддверии своего выступления Карлос Акоста дал эксклюзивное интервью корреспонденту "Газеты" Ярославу Седову

- Чем вас привлекла роль Спартака, что для вас в ней наиболее интересно и что наиболее трудно?

- Я всегда ищу то, что меня увлекает, некий художественный вызов. Думаю, Спартак как раз такой случай. Меня привыкли воспринимать как силового танцовщика с мощной брутальной харизмой. Все это есть, на этом во многом основана моя карьера. Но я считаю себя художником, тем, кто может не только выполнять трюки. Я давно хотел танцевать Спартака, знал, что могу сделать эти сложные прыжки, я же делаю много похожего в «Корсаре», «Дон Кихоте», других балетах. Но я хочу большего: вырасти как художник, сделать роль, где все эти технические приемы стали бы только средством выражения сложного характера лидера.

У Спартака есть сила, это герой, но лидер всегда должен хорошо подумать, кто за ним пойдет. Спартак достигает этих качеств не сразу. Он проходит путь мучений и сомнений, у него есть множество лирических красок, он переживает любовь, сталкивается с потерями и предательством, но испытывает и ощущение абсолютной свободы. Сейчас, когда я разбираюсь во всех этих задачах роли, чувствую себя живописцем, который должен правильно выбрать и смешать краски. Как ты смешаешь - такой и получится образ. Это и озадачивает, и увлекает.

- Вы учили партию заранее или осваиваете ее здесь с нуля? С кем из педагогов вы работаете?

- Разумеется, я видел записи, больше всего меня впечатляет Владимир Васильев, первый исполнитель Спартака. Он великолепно передает то ощущение полета, которое испытываешь на пике свободы, когда достигаешь большой цели, и перед тобой открываются безграничные возможности. Захватывает, что у Васильева это выражено не только силой прыжка, хотя у него великолепный высокий прыжок, но и актерским состоянием.

Однако непосредственно партию я изучаю только сейчас, в залах Большого театра. Со мной работает Михаил Лавровский, тоже знаменитый Спартак. Жаль, что у меня очень мало времени на подготовку, всего четыре недели. Это большой период в моем графике выступлений, его сложно было найти, так как расписание у меня очень насыщенное. Но это совсем немного для такой роли, где множество выразительных деталей, нюансов, специфических приемов дуэтного танца и поддержки. Все невозможно сразу освоить, с этим нужно какое-то время прожить.

- Какие направления современной хореографии вам интересны?

- Я работал с Уильямом Форсайтом, Начо Дуато, многими менее известными хореографами. Хотел бы поработать с Матсом Эком. Его работы мне очень нравятся, но у него я еще ничего не исполнял. Мне интересна и классика, я перетанцевал всех принцев! Люблю проявлять в танце не только силу, но и элегантность. Спартаку, кстати, она тоже в определенной мере свойственна.

Ну а самое интересное - контактировать с личностью. Когда-то правилом было ставить танцы на определенного артиста, работая в диалоге с ним. Сейчас танцовщик чаще всего инструмент. Хореограф самовыражается, ему нужен тип исполнителя, а кто это конкретно - не важно. Но мне кажется, настоящая хореография рождается только в контакте личностей. Как личность я очень ценю и уважаю Джона Ноймайера. Только вот все никак не выберу время исполнить Отелло в его постановке, хотя он давно мне это предлагает.

- Пожалуй, самая яркая личность кубинского балета - Алисия Алонсо. Вы с ней работали?

- У меня с ней хорошие отношения. Но ей не пришлось много делать для развития моей карьеры. У меня было много прекрасных учителей, я окончил школу в 17 лет и почти сразу же подписал контракт с Английским национальным балетом. Мне доверили ведущий репертуар, в котором я был партнером выдающихся балерин ХХ века - Людмилы Семеняки и Евы Евдокимовой. Они в тот сезон тоже работали там по контракту. Лишь год спустя меня пригласили в Национальный балет Кубы, которым руководит Алисия Алонсо. Я часто танцевал с этой труппой, в том числе на гастролях. Я и сейчас не прерываю с ней сотрудничества. Но в основном моя карьера развивалась за пределами Кубы: в Англии, США, Канаде, Японии. Я работал во всех крупнейших балетных труппах мира, включая Мариинский театр, а теперь и Большой.

- Вам довелось поставить на Кубе балет «Токороро», на премьеру которого приехал сам Фидель Кастро. Какие у него были впечатления?

- Ему понравилось, он меня сердечно поздравил. Он вообще любит и ценит балет.

- А о чем ваш спектакль?

- «Токороро» - это птица, символ Кубы. Я использовал там и национальные кубинские танцы, и современную пластику, и классический балет. В этом спектакле участвуют современные танцовщики и артисты, приглашенные из Национального балета Кубы под руководством Алисии Алонсо. А сюжет автобиографический: о сложных отношениях героя с отцом, который наставляет его на жизненный путь. Сейчас я пишу автобиографическую книгу, она должна выйти в этом году.

- В чем же у вас были сложности во взаимоотношениях с отцом?

- Так ведь это он меня заставил заниматься танцем, чтобы я не болтался на улице. Я поначалу не любил балет, сопротивлялся. Но отец у меня очень строгий, он не оставил мне выбора. Просто сказал: «Ты будешь это делать» - и все. Теперь я думаю: «Слава богу, что он так сделал!» Видите, как хорошо все обернулось!

- Как говорится, не можешь предотвратить - возглавь. Вы покорились воле отца, но решили стать лучшим в профессии, которую он для вас выбрал?

 - Да, именно. Я так и живу.

 

 



Источник: "Газета", 4.07.2007,








Рекомендованные материалы



«Я подумала: ради «Крока» я этот стыд переживу… А потом – приз».

Gомню, как я первый раз попала в Детский мир на Лубянской площади. Ощущение, что ты прям в сказку попал: уххххтыыыы, так классно! У нас в городе такого разнообразия не было. Я запомнила не игрушки, а какой-то отдел, где продавали восковые овощи всякие, яблоки, вот это всё для художников. Какое сокровище! Там краски! Вот это всё, что мы доставали непонятными путями, кто-то с кем-то договаривался, чтобы откуда-то привезли. Дефицит же был.


«Перед церемонией мы очень волновались, нас все пугали: возьмите еды, не пейте, поешьте…»

Когда мы ехали, был ливень огромный: мы только собрались все, нарядились, накрасились, выходим во двор - и вдруг ливень. Но мы приехали, и все было уже подготовлено, красная дорожка со всеми фотографированиями, официальный человек от Академии нам помог пройти и сказал: наслаждайтесь, можете здесь провести сколько угодно времени. Это было как-то вдруг приятно, расслабленная атмосфера, совсем не такая, как мы ожидали.