Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.04.2009 | Балет

Игра в куклы

В Большом театре возродили балет "Коппелия"

Балет «Коппелия» по мотивам новелл Гофмана стал последним шедевром знаментитого французского хореографа, танцовщика-виртуоза, композитора и скрипача Артура Сен-Леона. Именно он возглавлял петербургский балет до Мариуса Петипа, но не выдержал конкуренции с соперником и вернулся на родину. В 1870 году Сен-Леон поставил в Парижской опере «Коппелию». Благодаря мелодичной музыке Лео Делиба и мастерски сочиненным (по отзывам современников), но не дошедшим до нас танцам, спектакль приобрел такую популярность, что в 1894 году Мариус Петипа вместе с итальянским педагогом и балетмейстером Энрико Чекетти поставил в Петербурге свою версию «Коппелии». В число творческих вершин великого хореографа она не вошла, но свою долю признания заслужила.

Сюжет балета «Коппелия» основан на фантасмагорической новелле Гофмана «Песочный человек» о юноше, влюбившемся в куклу, которую он принял за живую красавицу. Однако ни Сен-Леон, ни Петипа не стали проводить параллелей с современностью, акцентируя ситуации, где разница между куклой и человеком невелика потому, что люди бывают управляемы и бездушны, а на ключевых позициях в жизни нередко оказываются марионетки.

В балете гофмановская история превратилась в водевиль.

Действие разворачивается в пасторальной деревне, где нет никаких забот кроме бесконечных танцевальных праздников. Здесь повседневные костюмы крестьян пышнее одежд иных придворных, а уж парадные – воплощенный Версаль (разумеется такой, каким его себе представляют в деревне). Единственное чего не хватает персонажам – событий, разнообразящих утомительно идиллическое существование и создающих в нем иллюзию хоть какого-то смысла. И вот главные герои Франц и Сванильда создают себе это событие сами, практически на пустом месте. Увидев на балконе чудаковатого старика Коппелиуса загадочную незнакомку, молодые люди проникают в дом, как выясняется, доверху наполненный диковинными куклами. Герои обнаруживают, что незнакомка – всего лишь одна из них, попутно убеждаясь, что им нет оснований ревновать друг друга. Вдобавок Сванильда переодевается в платье куклы и потешается над стариком, готовым поверить, что изготовленный им автомат ожил. Приключение завершается свадьбой и танцами.

Не упустили случая создать событие и постановщики. Ещё в 2001 году в Новосибирске Сергей Вихарев объявил, что восстановил редакцию Петипа и Чекетти по сохранившимся записям танца, увезенным из Петербурга после революции.

Общественность охотно поддержала обсуждение проблем реконструкции старинной хореографии. Нынешний спектакль Большого, воспроизводящий новосибирскую версию, – очередная реплика в этой дискуссии.

В советские времена «Коппелия» ставилась преимущественно силами выпускников балетных училищ: в её многочисленных танцах было хорошо видно, каковы перспективы будущих артистов. Ныне, поручив школьные задачи «Коппелии» своим ведущим мастерам и молодежи, Большой театр придал спектаклю шарм курьезной шутки. Мария Александрова, Наталия Осипова, Анастасия Горячева в роли Сванильды, Руслан Скворцов, Вячеслав Лопатин, Артем Овчаренко в роли Франца, да и все артисты труппы исполняют свои незамысловатые партии с таким же трогательным удовольствием, с каким взрослый перебирает любимые детские игрушки.

Остается пожелать такого же артистизма и художественного вкуса дирижеру Игорю Дронову. Ведь музыку Делиба высоко ценил сам Чайковский, написавший что в его балете «Сильвия» она составляет «не только главный, но единственный интерес». Авторы анонсов нынешней премьеры справедливо полагают, что эти слова применимы и к «Коппелии».



Источник: "Российская газета" №4867, 16 марта 2009 ,








Рекомендованные материалы


17.05.2016
Балет

В гостях у папы

В гости норвежцев позвал берлинский Штаатсбалет, которым второй сезон руководит испанец Начо Дуато. Балет Ghosts в его духе – мрачновато, междисциплинарно, но не опасно и вполне консервативно. И очень стильно.

23.02.2015
Балет

Балет как резюме

Испанец Начо Дуато под огнем критики уже с января 2013-го, когда его официально представили в качестве преемника Владимира Малахова. Получить место оказалось легче, чем доказать критике, что ты его заслуживаешь, — никакие достижения в расчет не брались. Вундеркинду 90-х явно показывали, что он не на своем месте. Во всяком случае, в Берлине.