Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

10.07.2007 | Диски

Роль паяца

Мажорный рок-н-ролл и патологические эстрадные номера присутствуют на новом альбоме «Мумий Тролля» в равных пропорциях

Впервые новый альбом «Мумий Тролля» мне довелось услышать в довольно специфических обстоятельствах. Душной пятничной ночью вследствие сложной цепи событий я обнаружил себя на переднем сиденье невесть откуда взявшегося розового кабриолета в компании малознакомых людей. Кабриолет мчался по бульварам; из динамиков на полную мощь раздавались простецкие отрывистые аккорды и голос И.И.Лагутенко. «Всем телепрограммам приходит однажды конец», — заявлял он. «Давай будем мерить все наши новые джинсы», — предлагал он. «Какие бермуды, такие треугольники», — утверждал он. Редкие встречные провожали нас взглядами, полными плохо скрываемой классовой ненависти, — и я их понимаю: во всей этой затее было, конечно, оголтелое и неприкрытое бесстыдство. Штука в том, что пластинка «Амба» источает похожее бесстыдство практически каждым своим звуком.

Шестой альбом «Мумий Тролля» похож на все альбомы «Мумий Тролля» разом — и отличных вещей на нем не одна, а все десять.

Группа играет без затей, но лихо и звонко; звук местами прозрачный, чистый, как платье той самой невесты, местами жирный, лоснящийся и лукавый; мажорный рок-н-ролл и патологические эстрадные номера присутствуют в равных пропорциях. Лагутенко жмурится, изнемогает, увивается и рявкает, выстраивает в ряд куртуазные шипящие в нежнейшей и обманчивой «Когда ты была»; вообще, «Амба» лишний раз подтверждает, что талант его не столько поэтического, сколько фонетического толка: послушайте, как Лагутенко перерабатывает землистое словечко «руда» в восклицательное «RU.DA» или как он на протяжении минуты на разные лады повторяет звук «к» в «Королеве рока», — рехнуться можно, что такое (эта самая «Королева» — вообще отдельная песня, бессовестный глэм с запилами в духе каких-нибудь Slade, самое, наверное, дикое, что есть на альбоме). «Мумий Тролль» всю дорогу упоительно перевирает свои и чужие приемчики: вот тебе лапочки и бабочки (привет плюшевому гламуру «Меамуров»), вот кубанский хор (привет вопиющим дошкольникам на «Слиянии и поглощении»), вот «И если честно» — то ли ехидная реплика к цоевской «Уходи», то ли сиквел собственной «Так надо», вот, наконец, пресловутые «Бермуды» — вещь калибра «Медведицы» и «Страху нет», энергетик немедленного действия. Пластинка словно бы мечется между оргазмом и мучительным желанием — и финал тут получается открытый, через несколько секунд после прощального романса «Гори. Это все» вдруг выпрыгивает идиотический лягушачий реггитон а-ля Crazy Frog. В общем, «Амба» — это «Мумий Тролль» в самом (и в собственном) соку, апология безоглядного сияющего гедонизма.

«Как будто, как будто, только я зачем тут-то» — вот ключевая строка Лагутенко нынешнего, да и, если вдуматься, всего.

«Слияние и поглощение» еще можно было принять за очередную мастерскую маскировку, «Амба» продолжает ту же линию и ведет еще дальше, туда, где никаких сомнений уже не остается (забавно, что про оба альбома ходили смутные слухи, что, мол, «Мумий Тролль» взялся за политику — ну да, как же). Лагутенко явно много к чему прислушивается, но при этом у него выходит музыка, не имеющая ни к чему никакого отношения, вне любых историй, понятий и систем координат. В этом, кажется, фокус всего «Мумий Тролля» — и парадокс того, чем группа стала здесь. Игруна, фигляра и кривляку возвели на трон, который ему совсем не был нужен, — и там он логичным образом стал вести себя подобно мироновскому Министру-администратору в «Обыкновенном чуде» (к слову сказать, присутствующая на «Амбе» песенка «Свидетели» смотрелась бы в репертуаре Миронова более чем уместно): балагурить, строить рожи и избегать всякой ответственности. Роль паяца всегда самая сложная — и этим, по-видимому, объясняется то, что при всем избытке подражателей у Лагутенко так и не появилось ни наследника, ни конкурента. «Мумий Тролль» же в который раз отыгрывает свою партию с нездешним блеском. Так уж вышло, что король и шут — одно лицо; какие бермуды — такие треугольники.



Источник: "Афиша", 23.06.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
16.11.2021
Диски

Корневые песни протеста

К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.

Стенгазета
17.02.2021
Диски

Проект Хржановского «Дау» как отражение (пост)советской реальности

«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.