Ninja Tune, 2007
30.06.2007 | Диски
ПрозрачностьДжазовый поп ювелирной красоты
На своем четвертом альбоме английский камерный секстет под управлением Джейсона Свинскоу окончательно занялся изобразительным искусством. Понятно, что живописи и поэзии у The Cinematic Orchestra всегда было в достатке (порукой тому и говорящее название, и нашумевшая акция по озвучиванию «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова), но все же их глубоководные инструменталы часто носили прежде всего иллюстративный характер.
В случае же с «Ma Fleur» я, ей-богу, не могу себе представить визуальный ряд, к которому бы подошли эти песни, они самодостаточны и совсем себе на уме.
Грубо говоря, стало меньше синематики и больше оркестра: электронного бита и позаимствованных у старины семплов почти нет, взамен — обильная струнная секция, хрустальная чистота мелодий и протяжное многоголосие. Здесь раздаются дрожащий фальцет канадца Патрика Уотсона (чей голос — нечто среднее между Томом Йорком и Энтони; не мужчина, а облако в штанах), нетленный, словно из запасников откуда-то выуженный вокал архивной соул-певицы Фонтеллы Бейс и тревожно-скорбное пение затворницы Лу Родс из Lamb; сыграно все с ленивым наслаждением и несовременным чувством прекрасного.
The Cinematic Orchestra воплощают в звуке то, что у писательницы Славниковой называлось словом «прозрачность» (похожие флюиды когда-то исходили от группы Air, но теперь повыветрились), — это дистиллированная, разлитая в воздухе эссенция света, красота, да и только.
Черт его знает, хорошо это или плохо по гамбургскому счету (потому как прозрачность в известном смысле есть приукрашенная пустота — и «Ma Fleur» это тоже касается), но ощущения, конечно, удивительные — как когда на какой-нибудь модной выставке среди инсталляций, профанаций и расчлененки наталкиваешься на мастерский и вдохновенный закос под импрессионизм.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.