11.06.2007 | Арт
Чувствовать с умомТема российской выставки звучит по-английски «CLICK I HOPE», отсылая нас к компьютерной терминологии.
Биеннале - в переводе с итальянского «выставка, проходящая раз в два года». На сегодняшний день – это одна из устоявшихся форм репрезентации художественной жизни отдельных государств и комплексно общемировой ситуации в современном искусстве. Всего в мире насчитывается около ста биеннале. Самые известные из них – в Венеции, Музея Уитни в Нью-Йорке, в Сан-Паулу, Стамбуле, Берлине, Йокогаме, Праге, Шардже, Сиднее, Лионе, Москве, путешествующая по Европе передвижная выставка «Манифеста», и др. И, судя по тому, что форма именно биеннале по-прежнему процветает, то значит, что именно два года нужно на подготовку такой масштабной выставки, чтобы сделать её интересной.
Старейшая в мире биеннале – в Венеции. Уже более ста лет здесь проходит целая вереница культурных событий объединенных общим названием – La Biennale di Venezia. Отличительная черта этого многогранного фестиваля искусств - концентрация интересов вокруг всего современного.
На сегодня Венецианская биеннале - это кинофестиваль, международные выставки современных искусства и архитектуры, которые проходят по очереди, фестивали современной музыки, современного театра и современного танца. Но главное мероприятие, от которого и пошло название, - это огромная выставка современного искусства, где множество стран, количество которых с каждым годом увеличивается, показывают свои достижения в сфере изобразительного искусства. Раз в два года со всего света стекаются представители и любители contemporary art, что бы посмотреть, как за два года изменилась «картина мира» в сфере искусства.
Биеннале современного искусства в Венеции существует с 1895 года (фестивали кино, музыки и театра стали проходить в Венеции с 1930-х, а архитектурная биеннале всего лишь 20 лет назад). Концепция выставки, которая по-прежнему является главным мировым художественным смотром, менялась за время своего существования. Например, отличительная черта мероприятия, - система национальных павильонов, - сложилась не сразу, а только с 1907 года. В первые несколько лет много внимания в выставках уделялось декоративному искусству, и лишь после Первой мировой войны Венецианская биеннале стала отражением тенденций именно в современном искусстве, а персональные выставки отдельных художников уступили место тематическим экспозициям лишь после 1968 года. По традиции выставка проходит в Садах Джардини, где располагаются отдельные национальные павильоны, в Арсенале показывают большой проект, который делают кураторы биеннале, и еще множество выставок разбросаны по городу.
Вообще, Венецианская биеннале - во многом беспроигрышное мероприятие еще и потому, что проходит в одном из прекраснейших мест на земле. Душевный баланс приехавшего посмотреть на выставку ни в коей мере не будет нарушен, даже если он оказался на подобном художественном форуме впервые: все, чем он будет потрясен, уравновесится городскими красотами. Экспозиция Венецианской биеннале традиционно открыта с июня по ноябрь, так что у желающих ознакомится с современным искусством достаточно времени.
10 июня открывается 52 Венецианская биеннале. Директором и главным куратором впервые назначен американец. Известный искусствовед и куратор, декан школы искусств Йельского университета, Роберт Сторр. Тема этого года - «Think with the Senses – Feel with the Mind. Art in the Present Tense» , что в переводе значит «Думай с чувством, чувствуй с умом. История в настоящем времени». В этот раз в биеннале примут участие 77 государств
Почти каждый раз к выставке присоединятся все новые страны. Например, появятся новые павильоны – Турции, Ливана, Индии и Африки. Африканский павильон впервые покажет искусство континента столь полно, что может претендовать на одно из главных мест центральной экспозиции биеннале.
Главный куратор «сочиняет» большие тематические выставки и, прежде всего главную выставку в Арсенале. Что же касается национальных павильонов, то там демонстрируются не просто проекты профессиональных кураторов из разных стран, а позиция каждого конкретного государства по отношению к современному искусству у себя в стране.
Россия к сожалению никогда не была звездой Венецианской биеннале. Несмотря на то, что с 1914 года у нас существует отдельный павильон, построенный Щусевым (некоторые страны не имеют отдельного здания под свои проекты до сих пор), долгие годы Советский союз не старался произвести впечатление на мировую общественность. Участие в смотре либо вообще игнорировалось, либо заканчивалось обыкновенными выставками художников МОСХа, что логично, поскольку искусство в национальном павильоне представляло государство. С 1990-х мы стали заботиться о своей художественной репутации гораздо активней. Все лучшие кураторы нашей страны уже попробывали себя в качестве художественных руководителей российской экспозиции. Тем не менее, русский павильон за длинную историю своего существования так ни разу и не получил главного приза, «Золотого льва».
В этом году комиссаром (отвечающим за организационные вопросы) Российского павильона назначен молодой директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, а куратором - директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. Мы никак не можем привыкнуть к тому, что МДФ официально называется Мультимедийный комплекс визуальных искусств. Тем не менее, сейчас вспомнить об этом придется, потому что организаторы и художники сосредоточились на новых технологиях. Количество мониторов и другого высококлассного электронного оборудования пока поддается подсчету с трудом.
Тема выставки звучит по-английски «CLICK I HOPE», отсылая нас к компьютерной терминологии. «Кликать», то есть щелкать мышью на некий интернет-объект, предлагается на слова «я надеюсь». Они на 50-ти языках будут появляться на огромном плазменном экране на фасаде павильона. Название всей выставки - от проекта молодой художницы Юлии Мильнер, недавно начавшей работать с новыми технологиями. В предложенном ею интерактивном проекте, каждый участник будет выбирать свой родной язык и, соответственно, по увеличивающейся по величине фразе будет понятно, кто активнее.
Внутри же павильона расположатся работы группы АЕС+Ф, Андрея Бартенева, Александра Пономарева и Арсения Мещерякова. И там все будет на редкость изощренно компьютеризированно. АЕС+Ф, давно работающие с темой компьютерных игр, предложат ЗD анимацию «Последнее восстание», продолжая развивать в новом ключе сюжет c аналогичным названием, но теперь герои произведения, подростки, оживают, разыгрывая, по словам художников «постапакалиптическое видение». Инсталляции Александра Пономарева «Дворники», «Волна» и его совместная работа с дизайнером Арсением Мещеряковым «Душ», развивают вечную для художника тему воды, сочетая её с предложенной Мещеряковым темой противостояния медийному миру. «Душ» вместо кафеля выложен телевизорами с мелькающими каналами, которые невозможно выключить и борьба с потоком информации терпит крах. Но зато её можно смыть с помошью «Дворников», которые «стрирают» изображение с мониторов в следующей инсталляции. А в большущей работе «Волна», наиболее характерной для творчества Александра Пономарева, художник пытается выпрыгнуть из кибер-мира в природу. Он регулирует собственным дыханием воду в 8-метровом стеклянном туннеле, заставляет её двигаться в такт человеку. И вода, рассекая пространство павильона, «вытекает» на балкон и растворяется в морском горизонте венецианской лагуны. Тему тоннеля развивает и Андрей Бартенев в своей работе «Connection Lost». Создавая своеобразную дискотеку в зеркальной трубе, при помощи разноцветных светодиодных шаров с бегущей строкой и бьюшемся сердцем внутри, Бартенев говорит о потере коммуникации между людьми, несмотря на то, что любую информацию в сегодняшнем мире с каждым днем передавать становится все проще. И хотя, буйство новых технологий в искусстве всего мира не совсем уже топовая тема, мы на этот раз обязательно возьмем, если не новизной, так зрелищностью. По крайней мере, надеемся.
А тем, кто не доберется в Венецию, в конце года российский проект можно будет посмотреть в новом здании ЦУМа, который не только выступил одним из спонсоров нашего участия в биеннале, но и уже закупил две работы («Душ» и «Дворники») в свою будущую коллекцию.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.