11.06.2007 | Арт
Мутации сознанияМультимедийное должно быть величаво: открылась Венецианская художественная биеннале
52-я биеннале современного искусства в Венеции -- самый почтенный артфорум нового искусства в мире. В этом году ее куратор, американский критик Роберт Сторр предложил тему «Думайте чувствами -- чувствуйте мыслями». Главная выставка в ружейном складе эпохи барокко Арсенале -- принципиально и точно сформулированный вопрос о способности искусства реагировать на процессы жизни человека, социума, не теряя при этом специфику собственного языка. Главная роль отведена странам Африки и Азии. Это умный выбор. Искусство периферийных стран менее заражено бациллами медийности, рынка. Оно искренне и, как убеждает выставка, во многом более содержательнее раскрученных артбрендов. Разговор о главных проектах биеннале впереди, сейчас попытаюсь удовлетворить любопытство соотечественников относительно того, как выступила Россия. В этом году участвующий во второй части биеннальской программы -- презентации национальных выставок в садах Джардини -- российский павильон был подготовлен куратором Ольгой Свибловой и комиссаром Василием Церетели. Выставочная программа называется Click I Hope -- что-то вроде «Жми надежду» (дословно -- «Кликни «Я надеюсь»). В программе, сделанной благодаря участию фонда «Русский авангард», издательской программе «Интерроса», ЦУМу, Art MediaGroup, MasterCard, TMK, занята целая команда художников: группа АЕС+Ф, Андрей Бартенев, Арсений Мещеряков, Юлия Мильнер, Александр Пономарев.
Общая концепция -- показать мутации сознания в зомбированном медийными потоками мире. Удачно, что наша тема встраивается в общий биеннальский тренд -- язык искусства, его коммуникативные возможности в сегодняшней реальности. Хорошо и то, что все проекты сделаны на очень достойном уровне, и никакой экзотикой или загадочными маргиналами мы не выглядим. Павильон отреставрировали, сделали чистое, технологичное, экспозиционное пространство (впервые, наверное, во время просмотра видеоарта не надо путаться в шнурах и перекрывать спинами свет от проектора). В общем, что касается репрезентации, то cool!
На первом этаже разместились работы Андрея Бартенева и группы АЕС+Ф. На мой взгляд, обе они лучшие в российском павильоне. Не могу сказать, что группа АЕС+Ф делает искусство мне лично близкое. Более того, их же фотографии с детьми, дерущимися в виртуальных коллажах на виртуальных мечах, казались мне образцом претенциозного гламура. Сейчас понятно, что анимация на трех панорамных экранах, с удачным монтажом, замысловато зависающей киберхореографией и экзотическими ландшафтами, всасывающими тебя в свое заэкранье, а также музыкой Вагнера с французскими диджеями, воспринимается как хороший альтернативный фильм. Мочилово прекрасных андрогинов -- моделей в белых туниках и маскштанах ужасает тотальным отсутствием катарсиса. Обреченные на бессмертие в виртуальной Валгалле боги тщетно пытаются испытать хоть какое-то подобие сильных эмоций. Даже самих себя колют и режут в ритме сомнамбулического танца. Но остаются невредимыми. Ключевой образ фильма -- Нарцисс у снежного озера, разглядывающий своего безупречного оцифрованного двойника.
В этом видео наконец-то максимально убедительно заработали аллюзии на живопись старых мастеров. Мир искусства также стал верным помощником Андрею Бартеневу в его дискотеке одиноких сердец (символ разобщенности в мире бесконечной тусовки) -- поле с мерцающими светодиодами. Инсталляция с голографическими сердцами помещена в зеркальный куб. И палитра разноцветных всполохов красива, как живопись абстрактных экспрессионистов или, может быть, как психоделическое искусство Криса Офили, поп-артистов или Гилберта и Джорджа.
Второй этаж отдан масштабным проектам Александра Пономарева. Они очень технологичны, но немного прямолинейны в замысле и исполнении. В одной работе автомобильные дворники смывают медийный шум и прочищают виды Венецианской лагуны. В другой -- появляющаяся на экране голова художника гонит волну по стеклянному коридору. Совместно с Арсением Мещеряковым Пономарев соорудил душ, окатывающий нас информационными потоками, -- это третья инсталляция верхних залов. Альтернативы: природа -- информационные потоки, чистота -- мусор, подлинность -- ложь, предложены с обаянием старомодной назидательности.
Наконец, презентация на фасаде Павильона сайта дебютантки Юлии Мильнер с плывущими по экрану надписями «Я надеюсь» на пятидесяти языках мира смотрится как неплохой элемент дизайна. Тем более что экранчик с бегающими словами (появление на дисплее зависит от количества кликающих надпись надежды на своем родном языке) не подавляет размерами и ведет себя в общем ансамбле довольно воспитанно.
Перфекционизм экспозиции и нового имиджа павильонной архитектуры обошелся в общей сложности в 900 тыс. у.е. Выставка убеждает потому, что вопреки сомнениям техницизм не стал самоцелью. И в результате -- хорошая экспозиция умного искусства. Получилось чуть-чуть всего с избытком, и одновременно вычищено до европейского лоска настолько, что ни масюсенькой родинки не найдешь. Однако есть надежда, что бесхозным павильон больше не останется.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.