Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

23.05.2007 | Балет

Муки оглохшего Гойи

Фестиваль Екатерины Максимовой открылся премьерой

В Челябинске проходит ежегодный балетный фестиваль, посвященный Екатерине Максимовой. Он был основан, когда балерина и ее супруг Владимир Васильев часто работали в Челябинске и воспроизвели здесь ряд своих постановок. В этом году среди гостей форума - ведущие балерины Большого Марианна Рыжкина и Светлана Лунькина. Главным событием фестиваля стала премьера балета о Гойе.

Создатели спектакля - композитор Валерия Беседина и хореограф Константин Уральский - не стали пересказывать биографию художника и не соблазнились идеей выставки репродукций его картин. В оформлении Виктора Герасименко есть лишь отдельные жутковатые абрисы из графики, гравюр и офортов Гойи.

Основное действо, идущее под огромным металлическим «нимбом» на фоне передвигаемых туда-сюда кресел, посвящено душевным и физическим мукам живописца.

Эти страдания в разных составах самоотверженно передают три абсолютно несхожих исполнителя.

Главный из них - премьер труппы, любимец Челябинска Александр Цвариани - предстает Дон Жуаном: властным брутальным героем, уверенным в силе своего мужского обаяния и пресытившимся привычными победами. Он едва скрывает досаду, когда мирская суета отвлекает его от попыток постичь потусторонние пространства, до контакта с которыми не доросли презренные придворные и толпа. Цвариани единственный четко обозначает прозаическую причину мучений Гойи.

В конце жизни художник оглох; с этого момента и начинается балет.

Такой исходный пункт весьма труден для любого пластического изображения. Постановщики и вовсе затушевали его, оставив мотивировки на усмотрение артистов.

Михаил Филатов и Евгений Атаманенко строят роль Гойи на других акцентах. Высокий худощавый Филатов, обладатель внешности испанского гранда, держится мученически отрешенным. Глядя на пляски крестьян, придворных, ведьм и летучих мышей, он словно всматривается в себя и по-настоящему оживает лишь в дуэтах со своей женой Хосефой. Евгений Атаманенко, напротив, излучает искреннюю открытость жизни. Столкновения с ее неприглядными сторонами превращаются для этого обаятельного романтичного подростка в трагедию.

Столь разным художникам на все три спектакля досталась одна и та же жена в исполнении Елены Воробьевой - техничной и лучезарной, как Джульетта до встречи с Ромео.

В роли обольстительной герцогини Альбы выступила прима-балерина труппы Татьяна Предеина. В гротескные сцены дворцовой жизни она внесла подлинное благородство манер, отличавшее историческую герцогиню. А в заковыристых любовных дуэтах с Гойей сумела преподнести замысловатые поддержки как борьбу внешне сдержанной героини с обуревающими ее противоречивыми чувствами.

Более всего театру повезло с дирижером Антоном Гришаниным. Эрудированный, работоспособный, одаренный музыкант, он умудряется не просто ввести недоукомлектованный оркестр в профессиональную форму, но добиться выразительного театрального звучания. Фактически он стал соавтором темпераментной Валерии Бесединой, исполнив броскую разностильную музыкальную ткань с такой благородной нюансировкой, что она производит впечатление лучших полотен Гойи: картин с четкой композицией, сбалансированным колоритом и виртуозно прописанными деталями вроде кружевных воротников и ювелирных украшений.



Источник: "Газета" №90, 22.05.2007,








Рекомендованные материалы


17.05.2016
Балет

В гостях у папы

В гости норвежцев позвал берлинский Штаатсбалет, которым второй сезон руководит испанец Начо Дуато. Балет Ghosts в его духе – мрачновато, междисциплинарно, но не опасно и вполне консервативно. И очень стильно.

23.02.2015
Балет

Балет как резюме

Испанец Начо Дуато под огнем критики уже с января 2013-го, когда его официально представили в качестве преемника Владимира Малахова. Получить место оказалось легче, чем доказать критике, что ты его заслуживаешь, — никакие достижения в расчет не брались. Вундеркинду 90-х явно показывали, что он не на своем месте. Во всяком случае, в Берлине.