13 мая, 20-00
12.05.2007 | Концерт
Невинные историиИзворотливый акустический джаз
«Трио, квинтет или оркестр из 15 человек — это, в сущности, не так уж важно, — сообщает по телефону гитарист Tin Hat Марк Ортон. — Все равно с нами всегда играют друзья, которые все знают и все понимают; все равно это такой междусобойчик — тем интереснее посмотреть, что изменится, когда пристроится кто-то еще».
С составом действительно все запутанно: группа прославилась как Tin Hat Trio — теперь указание на количество музыкантов сняли; последние два диска записывали впятером — в Москву едет квартет. Суть от этого, впрочем, не меняется: сформировавшиеся в Сан-Франциско Tin Hat играют изворотливый акустический джаз, отбирая с миру по нитке (танго без перегибов, восточноевропейский фольклор без кабацкой цыганщины, свободная импровизация без нарочитой деструкции).
«Установок у нас было две, — говорит Ортон. — Первая: мы играем так, чтобы не было заметно границ между сочиненным материалом и импровизацией. Вторая: только акустика. Знаете, мы росли в 80-е, и все эти технологии уже тогда казались дерьмом; электронные приспособления звучат выхолощенно, нет контакта с материалом.
Я лучше засуну ершик для прочистки ванны между гитарных струн, чем применю какой-нибудь искажающий эффект».
Как часто бывает в таких случаях, все музыканты Tin Hat заняты чем-то еще: скрипачка Карла Кильштедт играет диковатый авант-метал в группе Sleepytime Gorilla Museum и упражняется в извращенном роке в проекте The Book of Knots; у кларнетиста Бена Голдберга свой квинтет; у трубача Ары Андерсона — группа Iron & the Albatross; сам Ортон сочиняет по шесть саундтреков в год и аранжирует струнные Мадлен Пейру (в основной состав Tin Hat входит еще вездесущая арфистка Зина Паркинс, но в Москве ее не будет).
«Наш последний альбом — такой саундтрек к миру польского писателя Бруно Шульца, — говорит Ортон. — Мы все его очень любим, и мне кажется, у нас с ним есть что-то общее. У него ведь как: на первый взгляд такие невинные истории, мир, увиденный детскими глазами, а потом оказывается, что все очень странно и сюрреалистично.
Так и у нас: вроде бы авангард, а строится все на простейших вещах, на мелодии и груве, но с этим элементарным багажом мы уходим в какие-то неведомые дали».
Полтора года назад Tin Hat уже приезжали в Москву, но толком ничего не запомнили: из-за проблем с таможней уехали из аэропорта за час до концерта, блестяще отыграли и той же ночью улетели обратно. «Но вы знаете, — оживляется Ортон, — у нас множество связей с Россией. И у меня, и у Карлы есть русская кровь. Когда-то мы озвучивали фильмы такого русского поляка-эмигранта Ладислава Старевича. А сейчас я пишу саундтрек к картине про русского боксера-еврея из первой волны эмиграции, причем он был правоверным иудеем: представляете, у него, скажем, бой в субботу, а он не может — Шаббат».
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.