11.05.2007 | Колонка
Ближний кругПрошла церемония награждения лауреатов II ежегодного всероссийского конкурса "Инновация"
Главным событием артжизни перед праздничным майским затишьем стала нарочито помпезная церемония награждения лауреатов II ежегодного всероссийского конкурса современного визуального искусства «Инновация», прошедшая в новом (но уже активно функционирующем и претендующем на лидерство) центре современного искусства «Винзавод». Светская шумность эклектичного по стилю мероприятия с красавицей Ингеборгой Дапкунайте в качестве ведущей церемонии, с наивными акробатическими шоу цирковых артистов, с концертом авангардистского ансамбля Татьяны Гринденко Opus Posth и даже дрессированным тигренком перед входом в зал (намек на статус современного искусства, чей радикализм требует хозяйской поддержки?) по-своему оправдана.
Появившаяся в 2005 году «Инновация» стала сенсацией, поскольку была учреждена Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Госцентром современного искусства, оказавшись первой государственной наградой в области contemporary art, знаком решительной либерализации (хоть и несколько показной) эстетических вкусов власти.
Кроме идеологической, не менее важна финансовая подоплека.
У премии есть серьезный денежный эквивалент (разные суммы в разных шести номинациях), и тут конкурировать с «Инновацией» может лишь «Черный квадрат» -- национальная премия в области современного искусства, придуманная еще в 2003 году. Но «Квадрат» -- это частные деньги, которые нужно найти (не нашли -- и два года не вручали). К тому же общий премиальный бюджет «Инновации» в этом году равен 900 тыс. руб., а победители «Черного квадрата» питерские художницы Глюкля (Наталия Першина-Якиманская) и Цапля (Ольга Егорова) в марте получили 5 тыс. евро, т.е. порядка 175 тыс. руб. К тому же «Квадрат» дают лишь за один проект, а «Инновацией» награждают и за конкретное «произведение визуального искусства», и за «кураторский проект», и за «региональный проект современного искусства» и т.д. Значимость, охват, масштаб больше -- кто ж спорит? Но и ответственность велика.
Чувствуя это, устроители конкурса отяжелили и сильно бюрократизировали его процедуру.
Если на «Черный квадрат» может претендовать всякий автор, высылающий свой проект на конкурс, то на «Инновацию» принимаются заявки лишь от официальных институций или членов экспертного совета конкурса.
Далее экспертный совет отбирает пять лучших, на его взгляд, проектов в каждой из номинаций, работы представляются на отчетной выставке в ГЦСИ, и по ее итогам жюри конкурса называет победителей. То есть конкурсант проходит три этапа отбора -- номинатором, экспертами и жюри. Все вроде бы очень строго, волюнтаризма быть не должно, премия блюдет свой государственный статус. Однако вот уже второй раз случаются странные казусы (или, точнее, странные сближения), о которых шепчутся в кулуарах.
Списки номинаторов, экспертов, жюри и лауреатов не то что идентичны, но это такие пересекающиеся пространства, которые лучше не описывать словами, а изображать графически: чуть накладывающиеся друг на друга сферы, вписанные в единый круг российских адептов современного искусства. Круг небольшого диаметра.
Вот что произошло на «Инновации» этого года. К примеру, в номинации «Произведение визуального искусства» 250 тыс. руб. получил Вадим Захаров -- за ретроспективу «25 лет на одной странице» в Третьяковке, дополненную камерным проектом «Уроки в будуаре» в Stella Art Gallery (газета «Время новостей» в свое время писала об этих проектах, как и о большинстве других победителей «Инновации», потому от художественной критики мы на этот раз воздержимся).
Номинирован Захаров членом экспертного совета конкурса, сотрудником ГЦСИ Ириной Горловой. Устраивавший выставку Захарова в ГТГ Андрей Ерофеев тоже является членом экспертного совета. Но -- будете смеяться, хоть это и скверный анекдот -- художник Вадим Захаров тоже входит в экспертный совет «Инновации».
Что у нас дальше по программе? Номинация «Кураторский проект». 200 тыс. руб. достались Виктору Мизиано за выставку «Искусство Центральной Азии. Актуальный архив» -- московскую выжимку экспозиции среднеазиатского павильона на прошлой Венецианской биеннале. Это очень толковый, познавательный и политкорректный проект, антология новейших произведений художников Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана, о которых мало кто знает и в Европе, и в России. Но номинирован он центром современного искусства «М'АРС», директор которого Наталья Косолапова тоже входит в экспертный совет «Инновации». А сам Виктор Александрович Мизиано, уже не как куратор, а как критик, главный редактор «Художественного журнала», входит в ее жюри!
( Это ли не подтверждает тезисы его давней, ставшей хрестоматийной, напечатанной под разными названиями и на разных языках мира статьи о «тусовке» как социокультурном феномене постперестроечного искусства.)
В разделе «Новая генерация» 100 тыс. руб. получила звезда московского радикального перформанса Елена Ковылина, давно ставшая мировой суперзвездой и получающая куда более серьезные гранты то в Америке, то во Франции, то в Австрии, участница крупнейших международных выставок и биеннале. Причем 36-летняя художница конкурировала с действительно молодыми, но очень талантливыми ребятами, лет на десять ее младше. Однако, вероятно, весомее оказалось слово члена экспертного совета премии, директора «XL галереи» Елены Селиной, работающей с Ковылиной.
На этом фоне главный скандал «Инновации» -- вручение в номинации «Теория, критика, искусствознание» 150 тыс. руб. анархисту, специалисту по интернет-медиа, политологу, теоретику оппозиционных электронных СМИ Олегу Кирееву за его малотиражную и малодоступную в чтении «Поваренную книгу медиаактивиста» в обход активно практикующих газетных критиков Милены Орловой, Ирины Кулик (газета «Коммерсантъ») и Сергея Хачатурова (газета «Время новостей») -- кажется продолжением абсурда.
Словно одумавшись, жюри решило наградить автора, покинувшего «свой круг» (Киреев был когда-то подающим надежды молодым критиком). Решило подняться над схваткой, проявить объективность. И... поднялось над искусством, ибо «Поваренная книга» при всех ее достоинствах не про него.
Нет, лауреаты «Инновации» заслужили премию. Я лишь констатирую то, что и так может заметить непосвященный, обвинив конкурс в коррупции. Пусть это страшное слово произнесет хотя бы кто-то из «своих», а там будь что будет. Стану брать уроки у Киреева!
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»