до 15 апреля
09.04.2007 | Фотография
И целого Амура малоИнструкция по производству фотографии в Музее архитектуры
Говорят, что коллекционеры заменили художников - заплатишь энное количество, и твой подопечный входит в историю. Иногда не желая того.
Говорят, что кураторы подменили художников - придумаешь концепцию, дизайн экспозиции, текст в каталоге, и из ничего получается конфетка. А автор вообще-то хотел оставаться Никем.
Все это глупости.
В историю так или иначе попадает всякий, взявший в руки кисть, перо или фотоаппарат. Не бывает самовыражения без внутреннего присутствия аудитории, как можно более широкой.
Искусство "для себя" является искусством "про себя". А коллекционеры и кураторы превращают авторское высказывание в общепринятый (хоть не всегда общедоступный) артефакт.
Выставка "ПекинAMOURПариж" подтверждает вышесказанные банальности.
Некий Шарль Вапро (не художник, не фотограф и вообще сомнительная личность) в 1892 году проехал из Китая в Париж через всю Россию, туристом снимая красивые виды. Коллекционер Арно Жибо через столетие купил на французском аукционе негативы туриста, даже не подозревая, что на них изображено и кто это сделал. Потом Патрисия Шишманова атрибутировала авторство по публикации в старом парижском журнале. А Любовь Шакс (московская галерея "Роза Азора") теперь устроила выставку во Флигеле-руине Музея архитектуры имени А.В.Щусева.
Кураторская работа на виду: старые снимки напечатаны на баннерах, вместо рамочек у них - бамбуковые стволы, на первом этаже проходит слайд-шоу с музыкальным сопровождением.
Текст г-жи Шишмановой (аж на двух языках) рассказывает историю коллекции вполне в духе "Кода да Винчи" - зачитаешься.
Коллекционер Арно Жибо является главным героем проекта - сам не понял, что купил, но попал в точку.
Да, кураторы, коллекционеры, экспозиционеры сделали эту блистательную выставку. (Ну и само пространство руины МУАРа, которое спасет всякую выставку своей дичайшей красотой: руина есть руина.)
Но. Месье Вапро, снимая Пекин, Иркутск, виды Амура, Нижний Новгород, Москву - снимая дилетантски, по-детски, не ища эффектных ракурсов и не зная разницы между studium и punctum (основополагающие термины философии фотографии от Р.Барта), не будучи фотографом, не имея авторских амбиций, снимал все равно себя, а не китайско-российскую этнографию.
И когда на нескольких снимках видишь бородатого мужика, а объяснительный текст сообщает, что это и есть Шарль Вапро, то замираешь в экстазе.
Не знаю, кому француз давал дорогой фотоаппарат, позируя перед ним. Думаю, самому Amour - не то реке (природе), не то богу любви (мистике), не то тайному покровителю светописи, рожденному в этом неравном браке.
Кураторы и коллекционеры родились гораздо позднее.
Не умея обращаться с камерой, Кляйн фотографировал все подряд, с любого ракурса и не всегда глядя в объектив. В результате крупное зерно, отсутствие кадрирования, объект, не попадающий в фокус, стали его художественным методом.
Часть фотографической элиты, обвиняя Парра в цинизме, была против того, чтобы его приняли в агентство — он, дескать, не уважает своих моделей и у него отсутствует гражданская позиция.