20.08.2005 | Диски
Шумные, злобные, задорные и др.Обзор дисков: от важных музыкантов - до совсем не важных, но очень симпатичных
Невнятный альбом важного музыканта и его друзей
Prefuse 73
Surrounded by Silence
Warp
Пару лет назад Prefuse 73, он же Скотт Херрен, был одним из первопроходцев и хедлайнеров движения, получившего название «альтернативный хип-хоп». С тех пор, впрочем, полк музыкантов, конструирующих треки из ломающегося бита, обрывков разнообразных сэмплов и отрывистого речитатива, стал столь велик, что все эти приемы уже никак не смотрятся как новация – скорее даже постепенно отходят во вчерашний день. И вот тут выясняется, что больше Херрену предложить слушателю, в общем, нечего. Подвижный и общительный музыкант, решив, что в одиночку с альбомом не справится, на этот раз позвал на подмогу многих уважаемых людей – от своих соратников El-P и GZA до нью-йоркского авант-дуэта The Books и вокалистки группы Blonde Redhead. Увы, не помогло: весь “Surrounded by Silence” – это привычный и уже порядком надоевший глитч-хоп, и даже прелестное пение Казу Макино Херрен забивает своим излюбленным дергающимся битом. Чего Херрену ощутимо не хватает, так это грува, а без него даже самую изобретательную хип-хоповую пластинку слушать очень скучно. Был новатор, да сплыл - а музыки-то и не осталось.
Шумные злобные речитативы питомца Майка Паттона
Dälek
Absence
Ipecac Recordings
Альбом рэпера по имени Dälek (паспортное имя – Уилл Брукс) выпустил на своем лейбле в последнее время увлекшийся хип-хопом Майк Паттон – и на сей раз великий безумец не прогадал. Брукс – артист любознательный и охочий до коллабораций (сотрудничал и с Faust, и с Kid606), но здесь он играет один – и играет, надо сказать, блестяще. Далек, может, и не слишком экспериментирует с формой – все треки альбома заполнены привычным битом, пузырящимся нойзом, до предела искаженными гитарами и резкими скретчами, зато у него в полной мере присутствует то фирменное хип-хоповое чутье, которое подрастеряли коллеги по цеху. В басящих речитативах этой пластинки чувствуется нешуточное раздражение, исключительный напор и ничуть не скрытая угроза – того и гляди рядом завоют полицейские сирены. Никаких игрушек, напевов и компромиссов – Далек прет на слушателя своими жужжащими и опасными треками, как танк. «Вспомни, что хип-хоп заставляет по-настоящему тебя уважать», - кричит он в композиции под названием “Culture for Dollars”, и тут не возразишь – заслужил.
Игривый американский пост-панк – мощнее, чем прежде
Spoon
Gimme Fiction
Matador Records
Похоже, ансамбль Spoon дорос наконец до чего-то большего, нежели статуса крепких середняков. В принципе, себе американцы особо ни в чем не изменили: они по-прежнему напоминают The Kinks, вдруг заигравших пост-панк, и вообще дух легкомысленных шестидесятых и наивной психоделии витает здесь почти повсюду. Тем не менее, теперь уместны и другие аналогии: местами Spoon похожи на Дэвида Боуи в его лучшие годы, а местами – и вовсе, представьте себе, на Scissor Sisters (визгливая прифанкованная “I Turn My Camera On”). Но главное даже не в этом, а в том, что, не лишившись своего фирменного позитива и общей атмосферы игры в рок-н-ролл, Spoon научились сочинять и отменные хиты с простецкими, но цепляющими мелодиями. Оттого хрипловато-трепетный вокал Бритта Дэниэла, старомодные клавишные, охи, хлопки и прочая непременная атрибутика звучат здесь куда бодрее и веселее, чем прежде. И если перевести название диска примерно как «давай выдумки!», то с поставленной задачей Spoon справились отлично, достигнув окончательного успеха в изготовлении формулы непритязательного, но миловидного современного рока.
Игрушечная электроника под управлением забавных животных
Dragibus
Lollipop
Autobus / Союз
Французское трио Dragibus состоит из людей под именами вроде «Лео-Робот» и «Мами Чан». Альбом, названный как детский леденец, начинается с виниловых шумов, на фоне которых чей-то голос спрашивает: «что это такое?». Вопрос, вообще говоря, уместный, потому что это черт знает что: 21 песня с названиями вроде «Кот в очках» и «Ми-я мяу», половина из которых длится по 10 секунд. Dragibus исполняют наивный детсадовский электропоп с игрушечными драм-машинками, пиликаньем клавишных, эффектами из игровых приставок и кукольным голосом вокалистки Лори Барж. Они гавкают, мяукают, читают считалочки и поют одновременно на пяти языках, два из которых вряд ли известны остальному человечеству. Их музыка – как веселая игрушка: нажмешь нужную кнопку в проигрывателе и радуешься 40 минут. Добавляет позитивных эмоций и издание – в диск аккуратно вложена несколько листочков с презабавными фотографиями участников Dragibus в образах джентльмена и инопланетянина. Вопиюще несерьезные клоуны-эстеты, которые громко дурачатся от всей души, - в общем, лучший подарок пешком под стол ходящему меломану.
Задорный, пусть и неоригинальный, американский акустический оркестрик
The Decemberists
Picaresque
Kill Rock Stars
«Декабристы» родом из Портленда, что в американском штате Орегон, но их «русское» название – не просто шутка: судя по тем картинкам, что на досуге рисует один из участников группы, с отечественной культурой они знакомы не понаслышке. На музыку, впрочем, это увлечение повлияло не слишком – играют The Decemberists акустический фолк-рок, к которому лучше всего подошло бы определение «домашний». Обстановка тут уютная, хотя и не без обязательного в таких случаях беспорядка, не слишком умелый вокал Колина Мелоя – лучшее тому подтверждение. Хозяева смеются и шутят (пожалуй, лучшая вещь на альбоме – ироничная “The Sporting Life”), рассказывают истории о морских приключениях (“The Mariner’s Revenge Song”), иногда тоскуют, а в общем-то живут душа в душу. Третий альбом The Decemberists – постройка более крепкая, чем предыдущие, держится она на внятных мелодиях (пусть даже они в подавляющем большинстве сугубо вторичны), разбитных гитарных аккордах, уверенных в себе барабанах, всяческих хоровых «ла-ла-ла», а заодно на гостящих иногда колокольчиках, струнных, духовых и баянах. Короче говоря, звучит “Picaresque” громко, оптимистично и ободряюще – хотя никакого Герцена таким, конечно, не разбудишь.
Добротный рок-альбом ниспровергателей авторитетов
And You Will Know Us By The Trail of Dead
Worlds Apart
Interscope
Музыканты из группы, название которой обычно сокращают до более удобоваримого Trail of Dead, - вообще-то лихие ребята. Они издают манифесты, в которых упрекают весь современный рок в отсутствии творческой мысли, осмысляют собственную деятельность как ритуал и очень злобно играют концерты, после которых неизменно разбивают инструменты. Впрочем, в последнем альбоме группы все это присутствует только в качестве общекультурного фона: “Worlds Apart” – это, по сути, двенадцать нормальных и вполне симпатичных инди-роковых композиций. Trail of Dead, как и прежде, падки на эпику и пафос (хоры поют, струнные заливаются), а также склонны к разумной эклектике - желающие могут обнаружить здесь и арт-роковый размах, и гранжевую истерику, и пост-панковую четкость. Да и с мелодиями тут все в порядке – заглавная, к примеру, песня, несмотря на громовое название, представляет собой легкомысленный прогулочный хит. В общем, необязательно было огород городить,Trail of Dead и без манифестов были бы крепко спаянной и слаженной рок-группой. Без особых откровений, но и без лишних нагромождений.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.