Манеж, 23 февраля - 18 марта
22.02.2007 | Арт
Сладчайшие аморалистыИногда эстетика доминирует настолько убедительно, что заставляет забыть о морали
Одним из первых спецпроектов организаторы Московской биеннале решили подсластить мрачное современное искусство. Но подсластить не значит упростить. Гей-дуэт Пьера и Жиля — оригинальные волшебники. Несмотря на то что они, низменно используя стилистику мещанской умилительной ретрофотографии, ретушируют и без того красивейшие фото сначала кистью, а потом и в фотошопе, чтобы довести до приторности, нельзя не согласиться с тем, что это — искусство.
Китч выходит настолько преувеличенным, что перерастает сам себя.
Представьте себе, на распятого Христа или пронзенного стрелами святого Себастьяна можно взглянуть как на эротические картинки. Застойная доминанта сексуального удовлетворения превращает все минусы в плюсы. Сознательный гражданин видит за портретом военного жертвы боевых действий — Пьер и Жиль обращают внимание на то, как сладострастно форма обтягивает тело бойца. Возможно, такой взгляд аморален, но спрос на их фотографии огромен.
Понятно, что релятивизм в оценке добра и зла неизбежен: человечество чаще руководствуется ощущениями, а не разумом. Боль, причиненная другому, заставляет тело ликовать, и совесть застенчиво прячется в местах, весьма отдаленных от центра удовольствия.
Природа берет верх над сознанием, и в том, чтобы пристроиться в конец очереди на выставку Пьера и Жиля, тоже нет ничего постыдного. Таково уж свойство искусства — превращать этическое в эстетическое. Причем эстетика доминирует иногда настолько убедительно, что заставляет забыть о морали.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.