Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

21.02.2007 | Арт

То, что доктор прописал

Художник стал коллегой психоаналитика, а выставочный зал — аналогом кушетки доктора Фрейда

Вот первое свершение на ниве некоммерческой деятельности простившейся с надеждой продавать искусство Стеллы Кей. Недавно она объявила о поглощении галереи Stella Art одноименным фондом — теперь этот фонд привозит в Москву экспозицию Музея Фрейда в Вене.

Изначально в основе музея лежала краеведческая идея реставрировать квартиру, ставшую колыбелью психоанализа. Но постепенно, когда за дело взялся художник-концептуалист Джозеф Кошут, идея выросла в нечто большее. Кошут убедил своих коллег, как и он, исследовавших связь между предметом и языком, подарить свои работы музею.

В качестве выставочных залов помимо приемной и кабинета Фрейда художники задействовали бывшую мясную лавку на первом этаже дома.

Выставленные там работы можно было рассматривать через витрину магазина круглосуточно, что было символичным и по отношению к искусству, и к самому психоанализу: и то и другое — наблюдение за внутренним миром, часто такое же бесстыдное, как подглядывание в чужие окна, и часто столь же негигиенично откровенное, как освежеванные мясные туши.

Могло бы показаться странным, что произведения искусства появились в квартире доктора, поставившего сокрушительный диагноз всем культурным достижениям человечества: по версии Фрейда, искусством занимаются те, кто в жизни не смог удовлетворить сексуальное желание. Однако с тех пор как он столь уничижительно отозвался об искусстве, многое переменилось.

Это раньше сфера интересов художника сводилась к поиску прекрасного и высокого, а во второй половине XX века они и сами обратили внимание на скрытые страхи, подавленную боль и научились бить ниже пояса.

Художник стал коллегой психоаналитика, а выставочный зал — аналогом кушетки доктора Фрейда. Так что выставки современного искусства — это то, что доктор прописал: занятие часто неприятное, но необходимое, сказано же — уличение в постыдном ведет к излечению от комплексов.

Правда, на выставке работы будут не столько пугающие, сколько непонятные на первый взгляд. Илья Кабаков, например, сделал «Человека, улетевшего в картину»: стол с тетрадками, стулья и белый холст, к которому прилип маленький деревянный человечек. Предметы в инсталляции — мемориальные, хоть и не фрейдовские: те, кто жил в квартире после него, бросали эти вещи при переезде (Фрейд сказал бы тут что-нибудь про вытеснение и сублимацию).

Бытовые ориентиры, как компас в подсознании, находятся и в других работах.

Дженни Хольцер выставила бронзовые мемориальные доски, на которых портреты, похожие на Мао и Ленина, сопровождаются их высказываниями. Висят они над дверью вместо таблички «Выход» — словно показывают, куда бежать, если ты в растерянности. В инсталляции Георга Херольда разломанная швабра напоминает андрогина: рукоять и щетка стремятся слиться, женщина здесь, несложно догадаться, представлена мохнатой вещью с напяленными на нее колготками, а мужчина — палкой.

Тут на память приходит история о том, как Фрейд пытался уберечь свою собственную дочь от лишних знаний: она просила папу объяснить, что означают сморщенный банан, который он предлагал ей во сне, и свежий, предложенный прекрасным юношей. «Иногда банан — это просто банан», — ответил папа.

И если признать, что на этот раз папа соврал и банан, в свете его же учения, не может быть просто бананом, то придется согласиться и с тем, что колготки, повешенные на швабру, тоже не идиотизм.

Легкость и бессмысленность изготовления произведений современного искусства — вещь только видимая, просто тут уж психоаналитиком становится зритель, который сам должен определить, что имеет смысл, а что нет. Правда, придется приложить интеллектуальные усилия и «включить» откровенность. И сперва признав современное искусство, рано или поздно признаться в нем себе самому.



Источник: "Афиша", 6.02.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
14.11.2019
Арт

Экслибрис или мем?

В работах, сделанных непрофессиональными художниками находим прямые отсылки к современной культуре. Если к работам с котами добавить смешную фразу, экслибрисы превратятся в «кошачьи» мемы. А обилие женских образов говорят об интересе авторов к проблемам феминизма или восприятию женского тела.

Стенгазета
05.11.2019
Арт

Семь способов не потеряться во Владивостоке

Во Владивосток на несколько недель приезжали художники со всех стран мира, которые исследовали город со всех доступных им ракурсов — одни работали на сопках, другие забирались в бомбоубежища или отправлялись к морю, попутно расплетая собственные личные истории.