Московский центр искусств, до 18 ноября
14.11.2006 | Арт
Современное искусство даромВремя искусства, следующего за жизнью, прошло
Молодые зарубежные художники занимаются борьбой с копирайтом. Куратор выставки Лена Яичникова подчеркивает, что данный проект никем не финансировался, а произведения не представляют коммерческой ценности. Все это представляется иностранцам необыкновенным достижением. Ведь они не скрывают, что знают о России очень мало. Стало быть, не в курсе того, что почти все выставки у нас делаются из воздуха или из собственного кармана энтузиастов.
Мы неподкупны хотя бы потому, что никто не хочет нас покупать, и так и не развившийся вполне художественный рынок постоянно сомневается в коммерческой ценности искусства.
Еще наверняка они не знают самого главного. На Западе художники устраивают специальные акции, чтобы доказать, что они имеют право купить музыкальный диск и дать его переписать другу. У нас если что-то и нуждается в доказательстве, так это авторское право. У нас повсеместная и мгновенная компьютеризация стала возможной благодаря пиратскому софту; в борьбе с копирайтом и брендами мы впереди планеты всей; да и русский термин «халява» старше его английского аналога «антикопирайт».
Под соусом борьбы за свободно воспроизводимое и распространяемое искусство будут поданы работы авторов, согласных работать бесплатно и анонимно. Среди участников проекта известная французская группа Critical Art Ensemble, которая занимается дизайном природного материала.
Они объявили науку новой религией и считают, что время искусства, следующего за жизнью, прошло и художники должны работать непосредственно с самой жизнью: использовать новейшие генные технологии, искусственно выращивать организмы с необычными эстетическими и функциональными свойствами.
Потому что «сейчас речь идет скорее о познании природы реальности, нежели о познании реальности природы», пишет теоретик биоарта Дмитрий Булатов. Художница Конни Блом предложит прочтение произведения Джона Кейджа «4’33’’» с позиций copyleft, обращая внимание на парадокс этой пьесы — 4 минуты и 33 секунды тишины защищены авторскими правами. Лару Альмарсеги волнуют вопросы урбанизма и организации жизненного пространства — будь то плановая застройка, спонтанное индивидуальное строительство или пустыри: так она исследует проявление личной инициативы в городском пространстве. А в проекте «Чемодан» музыкальный лейбл Dick head man Records, насчитывающий более 70 анонимных групп, разрушает различные клише, постоянно меняя стиль.
Что конкретно представят на выставке, как все это будет выглядеть и звучать — неясно. Точно одно: пришедшие будут иметь шанс получить что-то на халяву. То есть даром.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.