Галерея Pop/off/art, 23 октября - 11 ноября
28.10.2006 | Арт
ЛжепорнографияУчастники выставки решили взяться за порнографию, пока она не взялась за них
Художник Кирилл Челушкин возмущался, вернувшись недавно из Парижа: реклама и здесь настырна, а во Франции она еще бесстыдна и однообразна — все, от машин до еды, рекламируют голые бабы. Красотка, к примеру, предлагает пылесос, зажатый между ног, и мужчина готов купить его, проклятый, чтобы занять скорее его место. Желание обладать вещью слилось с основным инстинктом. Научно говоря, мир капитала сделал необходимым элементом изобразительной продукции «нонспектакулярную генитализацию».
«Место современного художника в этой ситуации, — замечает искусствовед и художник Константин Бохоров в каталоге к выставке «Порно/грани», — находится глубоко в борделе». Об этой выставке и речь.
Участники ее решили взяться за порнографию, пока она не взялась за них. И что тут скажешь: многие, следуя требованиям рынка, послушно рисуют порно. Некоторые, рисуя порно, подразумевают нечто иное. В рисунках вышеупомянутого Челушкина неистово совокупляющиеся пары при ближайшем рассмотрении занимаются полезным делом. Огромный рисунок изображает десятки сплетенных тел, при виде их вспоминается римская оргия времен Нерона — и не зря: из татуировок на их коже складывается архитектурный план Древнего Рима. Фотографии Григория Майофиса, где фигурируют и художник, и модель, объясняют, откуда берется вдохновение — оттуда же, откуда и дети.
«Грезы художника питает то же, что увлажняет сны простого смертного, — признается Майофис, — вся разница в направлении мысли». Дураки смеются над сосиской, оттого что она напоминает им член. У Майофиса художник смотрит на гениталии натурщицы, но рисует электрическую розетку.
Сходство видимого и изображенного не в одинаковом количестве отверстий: секс — источник творческой энергии, но и иронии тоже. Одним словом, для Челушкина с Майофисом, как и для Дюкова с Рогинским, первичные половые признаки вторичны, порнография — одна из форм для заключения мыслей более высокого порядка, а «искусство, — это опять по Бохорову, — оказывается парадоксальнее даже самой дерзкой выходки разыгравшихся пиписек».
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.