23.09.2006 | Концерт
Слуховая поверкаБольшой и трудоемкий проект не оправдал себя
Фестиваль Earlymusic, который ценители музыкальных редкостей ждут весь год, начался одновременно в Петербурге и Москве. Программа и участники, как всегда, вселяют надежды. Но те, кто прибыл в Царское Село в ожидании музыкального откровения, остались ни с чем. Выступление бельгийского оркестра Il Fondamento, открывавшее фестиваль, никак не стало музыкальным событием.
Нынешний фестиваль — девятый по счету. Уже воспитана своя публика — грамотная и заинтересованная. Обе музыкальные столицы привыкли быть в курсе новинок исторического исполнительства — одной из самых передовых отраслей мирового музыкального производства.
Теперь волей-неволей нужно держать марку, особенно на первом — представительском — концерте. Но нынче сделать правильный выбор не удалось: такого конфуза на открытии Earlymusic не было еще ни разу.
Фестиваль пригласил на открытие правоверных аутентистов — известный барочный оркестр Il Fondamento с более чем традиционной программой из оркестровых сюит Баха. Руководитель ансамбля Пауль Домбрехт ревностно держится заповедей исторического исполнительства — разыскивает неизвестный репертуар и ревизует привычную классику в новых исследованиях. Но на слуховую поверку дальше обычного (и далеко не первосортного) академизма дело не идет.
Интерпретации особенно вредит механистичный, как у метронома, пульс — время нарезано ломтиками и расфасовано в вакуумную упаковку тактов. Течение музыкальной мысли то и дело спотыкается о частокол из агрессивных и надоедливых акцентов. Баланс тоже оставляет желать лучшего — мелодические голоса блуждают где-то внутри неаппетитной на слух звуковой массы.
Ответственен за все это исключительно дирижер — и когда управляет ансамблем, солируя на гобое, и когда стоит за пультом. Тиранический жест Домбрехта пережимает дыхательные пути ансамблю — а воздуха не хватает слушателю.
Да и мастерство музыкантов соответствует европейским нормам качества лишь с натяжкой — дирижерская муштра не всегда помогала вступать вместе, а вторые гобои устроили совсем уж непристойную фальшь. Во Второй и Третьей сюитах, где не было духовых, струнная группа сумела просторнее расположиться в акустике, а первый скрипач (Дирк Вандале), получив наконец увольнительную в соло, ненадолго реанимировал засушенный саунд живым дыханием и гибкой интонацией.
Большой и трудоемкий проект не оправдал себя. А ведь на эти немалые силы и средства можно было предложить армии знатоков и любителей, которая собралась в Екатерининском дворце, и что-нибудь посвежее.
К счастью, все еще впереди — немало будет событий и весьма достойных, и просто сногсшибательных. Солнечное сплетение фестиваля придется на 25-27 сентября: друг за другом пройдут ранний Ренессанс в эталонном исполнении ансамбля Micrologus, аристократические виольные монологи Паоло Пандольфо и ансамбль Les Basses R?unies, которым руководит мастер барочной виолончели № 1 Брюно Коксе. А те, кто не хотел проморгать революцию в традиции моцартовских интерпретаций, слушали 19 сентября в Петербургской консерватории и 21 сентября в Театре Анатолия Васильева в Москве сверхновую звезду исторического фортепиано - Кристиана Безауденхаута.
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.