26 сентября
27.09.2006 | Концерт
Монологи из-под смычкаПаоло Пандольфо на фестивале Earlymusic
Признанный мэтр среди исполнителей на виоле да гамба, Паоло Пандольфо приезжает на фестиваль в третий раз. Сегодня, на пике славы, его ставят одесную бога-отца современной виольной игры - Жорди Саваля (кстати, его учителя). В Schola Cantorum он воспитывает талантливых и успешных музыкантов; два года назад на Earlymusic виола одного из них – Гвидо Балестраччи – в дуэте была идеальной собеседницей для виолы Пандольфо.
Изобретательный эрудит Пандольфо любит сплетать программу из перекрестных ассоциаций.
И в этот раз, в программе «Виола да гамба – вперед в новое тысячелетие» Пандольфо покажет, как Иоганн Себастьян Бах приумножил музыкальный словарь, доставшийся ему по наследству от великих мастеров виолы – Месье де Сен-Коломба и Марена Маре. Будет виольная музыка от эпохи ее имперского расцвета в середине XVII века до сегодняшнего возрождения (собственная композиция Пандольфо, в которой виола раскроется как современный инструмент).
Жильные струны под смычком мастера податливы на тонкое мерцание красок. Их дымчатый тон Пандольфо раскрашивает своим бездонным запасом оттенков и освещает изнутри пылкой интонацией. Ритм прихотлив, но он прочно держится на равновесной оси – искушенный импровизатор возвращает метроному ровно столько времени, сколько берет в долг.
Виртуозность Пандольфо имеет странное свойство: ее не замечаешь – в духовной эманации, что излучается в зал, нет примеси материального усилия. Кажется, просторные легкие его гамбы сами выдыхают звук, обогащенный светом и воздухом.
Фестивальный хайлайт бережно поместили в подобающую акустику: в зале Меншиковского дворца резонанс будто специально настроен на виольный тон. А в его аристократическом интерьере легче будет настроиться на высокий лад, ведь основной модус игры Паоло Пандольфо – немятежное благородство – провоцирует на возвышенные ассоциации.
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.