Загородный комплекс курорта "Пирогово", 18-24 сентября
18.09.2006 | Арт
И ежу, и олигархуДостижения нового русского гедонизма представляют Виноградов и Дубосарский
Архитектор Евгений Асс построил на Клязьме эллинг – помещение для хранения яхт зимой. Архитектор Юрий Аввакумов выгородил внутри семь отдельных павильонов и смотровую вышку, с которой можно обозревать их все одновременно. В качестве материала для построек он взял европоддоны – дощатые щиты, которые используют на складах для перевозки грузов. В данном случае европоддонам предстоит вынести на себе “Легкость бытия”, самый крупный проект Виноградова и Дубосарского, состоящий из 55 новых картин.
Чтобы задать масштаб мероприятия, Аввакумов говорит, что площадь эллинга равна Большому Манежу, а размер каждого из павильонов – залу Русского Павильона на Венецианской биеннале. Общий план напоминает ему город инков и ВДНХ.
С Выставкой Достижений Народного Хозяйства, и правда, есть схожие черты, в частности, гигантомания. Но если там нам показывали свинью-рекордсмена и огурец, приближающийся по размерам к ракете, то здесь мы увидим выставку-переросток. Есть и различие – в советское время гордились более совершенными орудиями труда, здесь мы видим, что достижения нации равны ее стремлениям – красиво отдохнуть. Мир и май остались, труд исчез из поля зрения. Есть только одно воспоминание о работе: лопата, воткнутая в кучу земли, да и та находится в подводном мире, оставленная в распоряжение рыб.
Сюжеты и манера написания напоминают предыдущие выставки Виноградова и Дубосарского: парадоксальный монтаж, инъекция бреда в плоть соцреалистической картины. Есть комбинации, в природе пока не встречающиеся, но желаемые. Потепление климата, между русских берез по пляжу бегают жирафы. Потепление отношений - косуля чувствует себя спокойно в присутствии леопарда. Наступил рай на земле. И в безвоздушных пространствах все договорились – Барби с улыбкой Гагарина в шлеме с надписью СССР смотрит на инопланетянина, который листает альбом Матисса.
Есть в этой выставке нечто принципиально новое – количество картин: показанные одновременно, они создают новое качество. Посредством массированной атаки художники показывают «большой стиль». Причем не просто сдают его народу «под ключ», но одновременно исследуют возможности и проблемы, связанные с его появлением.
В павильоне «Здесь и сейчас» висит огромная картина, интересная прежде всего историей того, как она была написана. Художники пригласили семерых олигархов, и каждый из них нарисовал свой кусок картины. Можно считать это ироничным завершением известного проекта «Картины на заказ», в котором Виноградов и Дубосарский тосковали без покупателя. Теперь они не только нашли его, но и предложили ему выполнить свой заказ самому.
Заинтересовав искусством сильных мира сего, художники не забыли и о братьях наших меньших. Их врожденная страсть к искусству изображена в серии картин про мастерские Веласкеса, Вермеера и Рембрандта. Интерьеры заполнены пришедшими посмотреть на шедевры животными. Гепарды, обезьяны и прочая живность смотрит на живопись так же зачарованно, как могла бы слушать Орфея: мол, настоящее искусство должно быть понятным даже ежу.
Наши живописцы вполне достойны сравнения с Веласкесом. Испанский король, увидев Менины, собственноручно придал значимости фигуре художника, пририсовав ему орден на картине, а затем и вручил настояший. Однако дальновидные художники понимают, что сейчас ситуация не так однозначна. Король представлял собой власть и капитал в одном лице, сейчас у нас существует разделение труда. И если солидный бизнесмен берет кисть из рук художника, чтобы ему помочь, то представитель государства может отобрать ее, чтобы художник не натворил лишнего.
Эти нерадостные для искусства перспективы художники обозначили в павильоне «Человек и дегенеративное искусство», название которого явно отсылает к мюнхенской выставке 1937 года, на которой фашисты выставили все непонятное им искусство в качестве враждебного, а художников репрессировали.
Для наглядности Виноградов и Дубоссарский написали примеры вырожденческого искусства, которые сначала кажутся яркими абстракциями, на самом деле это увеличенные иллюстрации из анатомического атласа, срезы головного мозга и мышц.
Пока отделением зерен от плевел занимаются сами художники, это выглядит как уточнение собственного художественного курса. Но если этим займутся чиновники, то сначала решат, какое искусство верное, а какое – неправильное, а потом приступят к классификации народонаселения.
На выставке есть еще один намек на то, что море всеобщего счастья – с двойным дном.На первый взгляд, в серии под названием «На дне» нет ничего горького. Зритель может заняться дайвингом в нейтральных водах утопии, наблюдая стоящие под водой качели, лестницы и стайки желтых рыбок. Но это сюрреалистическое зрелище можно расценить как предостережение – благополучие обманчиво, у каждой империи есть шанс стать Атлантидой.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.