Московский центр искусств, 16-30 сентября
15.09.2006 | Арт
Семейное счастьеЭти сцены внушают мысль, что в институте семьи есть что-то изначально нездоровое
Каждый видел произведения петербургского художника Филлипа Донцова, просто не подозревал об этом. Его лайтбоксы, в которых просматривались тени людей, припадающих изнутри к молочному стеклу, были использованы для уличной рекламы «Дневного дозора».
Новые работы Донцова – три сцены из семейной жизни. Все персонажи созданы при помощи трехмерного моделирования, с гиперреалистичной передачей деталей, напоминающей живопись эпохи Возрождения.
Все было бы вполне идиллично - почти мадонна с младенцем, если бы картинка не двигалась, и у зрителя не появлялась возможность рассмотреть поближе семейное счастье.
А ведь игра с крупными планами, как нам известно из фильма «Blow up» Антониони, до добра не доводит. Несмотря на то, что в качестве исходного материала не брал фотографии, Донцов намеренно воспроизводит эффект фотографической оптики, увеличивающий часть тела, приближенную к объективу. Этот гипертрофированный ракурс он использует, чтобы показать перверсивную сторону семейных отношений.
Мать держит на руках младенца, лаская губами его пенис, по мере приближения камеры тело ребенка увеличивается в масштабе и начинает казаться телом взрослого мужчины. Отец протягивает к зрителю дочь, тело девочки, перемещаясь в пространстве, ускоренно преодолевает время взросления и превращается в тело зрелой женщины. Младенец разрывает жемчужное ожерелье матери, жестоко предпочитая собрать другие драгоценности – сверкающие слезы, которые катятся из материнских глаз.
Любование картиной нежных отношений детей и родителей, заключенное в необычную для видео круглую форму ренессансного тондо, превращается в непристойное подглядывание в глазок. Однако оторваться невозможно. Наполненные жутковатым светом, эти сцены внушают мысль, что в институте семьи есть что-то изначально нездоровое.
В выставке есть и интерактивный элемент – ожерелье как бы «просыпалось» на пол выставочного зала, он усеян пластиковыми шарами, и каждый может доставить себе немного садистского удовольствия, топча их ногами.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.