Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.09.2006 | Театр

Открыто круглосуточно

Открывается фестиваль «Новая драма»

   

В этом году «Новая драма» началась с серьезной артподготовки:  в течение недели в подвале Театра.doc с утра до ночи шли читки пьес молодых драматургов со всей страны. Это называлось «Фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Читки – это значит, пьесу просто разводят по актерам, а те играют, не выпуская бумажек с текстом из рук.  Именно здесь становится понятно, чего стоит та или иная пьеса. Здесь возникают новые имена, слух о которых потом распространяется дальше.

Так что «Новая драма», которая теперь проходит на базе отремонтированного, поддержанного городом театра «Практика», хоть и гордится своим демократизмом и маргинальностью, по сравнению с «Любимовкой», конечно, кажется фестивалем солидным, сытым, устойчивым. Но его авторы и герои – те же.

В отличие от «Любимовки», которую числят фестивалем пьес, «Новая драма» - фестиваль спектаклей, причем программа его составляется по авторскому принципу. Один отборщик (каждый год новый) отбирает лучшие, по его мнению, постановки по драматургии последних нескольких лет. На нынешней, пятой, «Новой драме» десять дней на сценах театра «Практика» и Центра им. Мейерхольда показывают российские спектакли (а еще польские, румынские и американские), отобранные Кристиной Матвиенко – театральным обозревателем московского журнала Time Out. По словам Кристины, для нее при отборе качество постановки было не так важно, как ее идеологическая ценность, аутентичность и даже «дикость».

Вот, например, спектакль  полулюбительского театра из Сыктывкара – «4.48.Психоз» по Саре Кейн. Вроде бы, где республика Коми, а где Сара Кейн – молодая английская маргиналка, написавшая перед самоубийством суицидальную трагедию? Тем не менее, по мнению Кристины, «Психоз» из Сыктывкара - одна из лучших постановок этой пьесы, честная и трогательная. Или, например, поставленные в Перми две издевательские и мрачные комедии знаменитого нынче и очень популярного в Европе молодого ирландца Мартина МакДонаха – «Череп из Коннемары» и «Красавица из Линэна».

В Москве на этого драматурга обратили внимание только что: в рамках «Новой драмы» премьеру той же «Красавицы», под названием «Королева красоты», покажет театр Вахтангова (спектакль Михаила Бычкова с Юлией Рутберг в заглавной роли), известно о грядущих постановках ЦиМа и Кирилла Серебренникова по МакДонаху. А в Перми эти спектакли, причем, очень достойного качества, идут уже не первый год.

Уверяют, что стоит посмотреть и три польских спектакля по российским пьесам – «Большую жрачку» Александра Вартанова (одно время постановка по этой пьесе, пародирующей телевизионное закулисье, была очень популярна в Театре.doc), нарокотические «Сны» Ивана Вырыпаева (это, кстати, кукольная постановка) и тюремную «Клаустрофобию» Константина Костенко. Ну и совсем неожиданно в постановке театра из республики Саха выглядит пьеса «Пластилин», которую в Москве знают по серебренниковскому хиту Центра драматургии и режиссуры. Ученик Захарова Сергей Потапов (участник последней «Золотой маски») поставил с молодыми якутскими актерами трагическую пьесу Сигарева смешно и дико, будто ее разыгрывает шпана из подворотни.

Если вы наслышаны о технике «документальной драмы» и хотели бы увидеть спектакли, поставленные в этой манере, то тут лучше всего посмотреть румынское представление с замысловатым названием «madybaby.edy» по тексту, написанному и поставленному молодой Джаниной Кэрбунариу сразу после обучения в семинаре театра «Ройял Корт». Впрочем, несмотря на документальность, пьеса у нее получилось с крепко закрученным сюжетом и довольно невеселой историей о поездке румынской девушки учиться в Лондон. Зато одна из постановок специальной программы – литовская автобиографическая импровизация «Open circle» - обещает быть веселой и обаятельной. В предпоследний день фестиваля студенты вильнюсской консерватории устроят открытый урок, где каждый расскажет о своем отрочестве.

А, если вам хочется чего-то радикального, это тоже есть. Например, тоже документальный и предельно личный проект руководителя театра «КнАМ» из Комсомольска на Амуре Татьяны Фроловой «Моя мама». С экрана что-то рассказывает снятая любительской камерой женщина, а сидящая  на сцене девушка (сама Татьяна), объясняет, что это ее мама, что не так давно она умерла и признается в том, как не просто они жили и как ей теперь из-за этого тяжело.

И еще одно весьма острое зрелище – питерский моноспектакль по откровенной гей-прозе Ярослава Могутина. Главные действующие лица – худющий актер Александринки Андрей Матюков и его колготки.

Рассказывать о включенных в программу непремьерных московских спектаклях я не буду, а что касается знаменитостей на фестивале, то их ожидалось две. Во-первых, «He Hamlet» Андрея Могучего по сорокинской «Дисморфомании». То, как играет лектора в спектакле питерского «Приюта комедианта», бывший «лицедей» Анвар Либабов, действительно стоит посмотреть. Вторым хед-лайнером  фестиваля обещал быть новый спектакль Ивана Вырыпаева в «Практике» - «Июль», - но постановка эта еще не готова, так что во время фестиваля только избранные смогут увидеть ее открытую репетицию, а всем остальным придется ждать премьеры в октябре.

Вот, собственно и все об основной программе «НД», но фестиваль этим списком не исчерпывается. Кроме спектаклей в эти дни в «Практике» и ЦиМе развернутся еще три сопутствующие программы (которые Эдуард Бояков считает чуть ли не главнее основной): «Герои», «Опыты» и «Клуб».

«Герои» - это утренние (с 11.30 до 13.00) выступления главных лиц «новой драмы», некоторые из которых могут быть покруче спектаклей. Например, выступление Ивана Вырыпаева, под названием «Невозможность трагедии?» (это особенно интересно после того, как его кинотрагедия получила приз в Венеции). Или модного музыканта-актера-режиссера Владимира Панкова, рассказывающего про выдуманный им жанр «саундрамы». Или драматурга Юрия Клавдиева, известного своими жесткими и матерными пьесами – к всеобщему изумлению он решил рассказать о том, как представляет себе детскую драматургию. Или Андрея Могучего, - он будет говорить о том, как работать в театре вообще без пьесы. Ну и так далее.

«Опыты» - программа дневная (с 13.30 до 17.30) и проходит она в центре Мейерхольда. Тут будут читать пьесы русские и британские, показывать документальные фильмы фестиваля Кинотеатр.doc (перед программой одна из лучших наших документалистов Марина Разбежкина расскажет, как научить видеть реальность), демонстрировать представление, получившееся в результате совместного семинара русских и польских артистов. (Один из руководителей этого семинара, драматург и режиссер Михаил Угаров рассказывал, что перед его участниками  поставили задачу «полюбить друг друга». Из попыток ее решить, и возникло несколько спонтанных мини-спектаклей, которые мы увидим, но ни одного настоящего романа так и не произошло.)  Еще один «опыт», который обещает оказаться любопытным, тоже европейский, его представляет институт Сервантеса. Это «вербатим» о таксистах – играют все таксисты города, а зрителей столько, сколько поместится в их автомобилях.

Ну и последняя, уже ночная программа (а «Новая драма», как вы, наверное, уже поняли, собирается брать своего зрителя в оборот с утра до ночи), - клубная.  Тут, поскольку фестиваль считает для себя главным новые тексты, героями будут клубные текстовики – рэп-поэты, хип-хоп группы, МС.

Эдуард Бояков уверяет, что в рэперских сценических столкновениях, которые ожидаются в ночной программе «НД» - тот уровень текстов, профессионализма и эстетики, до которого не дотягивает современный «большой» театр.

Так что тем, кто решился узнать все о нынешнем состоянии новой драмы и близких ей жанров, придется идти на десятидневное круголосуточное погружение. Есть надежда, что это будет интересно.



Источник: "Газета.ру"14.09.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.