Нижний Новгород
01.09.2006 | Арт
Настоящих буйных малоВ Нижнем Новгороде открылась образцово-показательная выставка современного искусства
Современному искусству в регионах (читай: провинции) остается лишь позавидовать. В Калининграде на артнужды выделена башня-редан (оборонительная казарма) «Кронпринц» XIX века, в Екатеринбурге - старинный особняк над прудом, в Нижнем Новгороде вообще Арсенал, прилепившийся к кремлевской стене.
Всеми этими архитектурными богатствами владеют местные филиалы Государственного центра современного искусства, в то время как головной институции в столице новое здание пришлось отстраивать практически с нуля, а об обещанных некогда Провиантских складах на Зубовском бульваре ГЦСИ велено окончательно забыть - здесь квартирует филиал Музея истории Москвы.
Впрочем, в Нижнем тоже затеяно строительство. Арсенал - бывший военный склад, в котором до 2003 года размещался картографический архив Министерства обороны, - в прежнем своем состоянии доживает последние месяцы, для того чтобы через год-полтора восстать к новой жизни. С обустроенным выставочным залом, депозитарием, книжным магазином, гостиничными номерами для приглашенных художников, кафе и т.д. Для «раскрутки» этого амбициозного архитектурно-культуртрегерского начинания и был придуман международный конкурс «Арсенале», в этом году проводившийся уже в третий раз. Художники со всего мира присылают свои проекты, специально придуманные под пока еще руинированные и неблагоустроенные пространства Арсенала, профессиональное жюри выбирает самые продуктивные идеи, Фонд Форда спонсирует их материализацию, в итоге рождается выставка, организуемая нижегородским филиалом ГЦСИ.
Это были очень хорошие выставки. Достаточно сказать, что победители «Арсенале 04» московская группа Escape и нижегородская Provmyza потом отправились представлять страну в национальный павильон на Венецианской биеннале (правда, с другими проектами), а работы Аристарха Чернышева и Ростана Тавасиева - лауреатов «Арсенале 05» - вполне законно номинировались на премию «Инновация», учрежденную Министерством культуры и массовых коммуникаций. И сам конкурс артпроектов для Арсенала придуман очень грамотно: жюри меняется каждые два года, экспозиционные площади экстравагантны и инициируют творческую мысль (что будет, когда Арсенал после реконструкции превратится в подобие Бобура или любого другого западного музея современного искусства?!), всякий имеет право подать заявку (в этом году аж две пришло из Латинской Америки!). «Арсенале» - это показательный срез художественной жизни. И надо бы всю ежегодно присылаемую на конкурс сотню проектов публиковать в едином томе - в виде каталога этакой виртуальной выставки.
Но именно образцовость затеи и превратила новаторское начинание на третий год его существования в среднестатистическую казенщину от contemporary art. Придраться не к чему, но и поразиться нечем.
В этот раз победили сразу шесть проектов, ибо разброс мнений членов жюри был как никогда велик. И пять (одна не задалась) работ сложились в единую, цельную, грамотно смонтированную экспозицию, от которой не отказался бы всякий центр современного искусства. Но и всякому центру она пришлась бы впору - будь то арсенал, редан, фабрика или поместье. Современное искусство говорит на одном языке, без акцентов и диалектов, и вот это монотонное бубнение начинает пугать.
Конкретнее. Мультики Якова Каждана - профессионального рекламщика и дизайнера, находящего в искусстве отдохновение от коммерческой деятельности, - выполнены безупречно. Его «Зоопарк» - это клетки, в которых вместо рыбок, птичек и насекомых обитают порошок «Тайд», пиво «Туборг» и конфеты «Чупа-чупс». Все это рычит, жужжит, плескается и... очень похоже на продукцию компании Диснея. Обличая общество потребления, Каждан сам произвел с удовольствием потребляемый продукт. Автор, назвавшийся Алексеем Кротовым (не станем нарушать правила чужой игры!), создал видеоинсталляцию о феномене авторства - актеры-статисты обсуждают, кто же из них настоящий Кротов и что хотел сказать художник. Эта игра в Илью Кабакова, множащего персонажей в течение десятилетий, слишком затянута: сценарий прост, а фильм идет слишком долго. Чудесные ролики Александра Корнеева, составившие проект «Тихая жизнь» (то вдруг нежданно-негаданно закипит электрочайник, то вдруг включится телевизор, то заиграет само собой пианино - и все буквально на долю секунды), уж больно походят на подобные опыты группы «Синий суп» - фаворитов московской биеннале современного искусства. И проблема не в плагиате (избави бог!), а в том, что всякий хороший художник думает об одном и том же. Потому что он всегда об этом думает.
И «Арсенале» - как хороший проект - предъявляет это унифицированное сознание. Потому к организаторам конкурса претензий нет. К членам жюри - тоже. Все сделано по проверенному рецепту. А осадок в бульоне остался.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.