Галерея "Риджина", до 12 августа
31.07.2006 | Арт
Радикальные бриллиантыНеполитическая выставка бывшей оранжевой революционерки
Второй год подряд галерея Владимира Овчаренко устраивает фестиваль “Оранжевое лето”. Революция уже не актуальна, а группа Р. Э. П. (Революционное экспериментальное пространство), сколоченная молодыми украинскими художниками прямо на майдане Незалежности, активно существует.
На самих себе “рэповцы” убедились, что политика и искусство уживаются с трудом. После победы оппозиции министерство культуры отказало “художественным оформителям” оранжевой революции в участии в Венецианской биеннале. Публичные акции, “мусорные” инсталляции и императивные граффити радикалов с точки зрения чиновников не годились для представления страны. В Венецию отправился самородок-коллекционер Николай Бабак с выставкой “Дети твои, Украина”. А “дети Майдана” из Р. Э. П. выставляются в киевском Центре современного искусства и московских галереях. Зато ребята остепенились и стали делать буквально полновесное искусство.
Выставка в “Риджине” — это серия керамических объектов под условным названием “Бриллианты”. Большие (до полуметра в диаметре) разноцветные камни выполнены в фирменной технике художницы. Основа — строительная пена, поверхность — вмонтированные в цемент куски кухонного кафеля.
Скульптор по образованию, Кадырова в свободное от акций время делает объекты из плитки. На прошлой выставке в “Риджине” художников из Р. Э. П. запомнился ее сантехник — скульптура задумчивого работяги с чемоданчиком. Сейчас перед галереей стоит сделанный из кафеля гигантский дорожный знак “кирпич”, смятый будто бы после аварии.
Цветная плитка увлекает Кадырову своей доморощенной гламурностью и выраженной социальной принадлежностью. Она глянцевито блестит и наивно-оптимистична по цвету, но доступна и декорирует санузлы не в самых изысканных квартирах.
Бытовые образы вроде смятой сигаретной пачки и школьного глобуса в кафельном исполнении обретают простецкую красоту, а атрибуты элиты вроде “брюликов” демократизируются, стараясь соответствовать народным представлениям о прекрасном — увеличиваются в размерах, тяжелеют, грубеют в расцветке.
Образец для неопоп-арта Кадыровой — творчество мастера интеллектуального кича, певца пошлости и провокатора Джеффа Кунса. Одна из его знаменитых работ — огромный стеклянный бриллиант. Но Кунс никогда не видел советской ванной и нашей садово-парковой скульптуры, чью эстетику бережно сохраняет керамика Кадыровой.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.