06.08.2005 | Современный танец
Натворили без ПрометеяТруппа Ballet Biarritz привезла в Москву "Творение"
Наряду с драматическими спектаклями, составляющими основу программы VI Чеховского фестиваля, публике предлагаются музыкально-танцевальные интермедии. После древних японских священнодейств и новейших китайских изобретений настала очередь европейских шуток, представленных французским хореографом Тьерри Маланденом.
Художественный руководитель труппы Ballet Biarritz Тьерри Маланден числится экспериментатором, силящимся скрестить в своих постановках академическую технику с модерном. Но в отличие от первых лиц современной хореографии, представляющих это дело не без драматизма и всерьез ищущих новые творческие пути, Маланден обращает все в шутку. Пару лет назад его труппа показывала в Москве программу, составленную из пародий на спектакли дягилевских «Русских сезонов». Ну а на сей раз Маланден покусился на святое - на балет Бетховена «Творения Прометея, или Власть музыки и танца», впервые поставленный в Вене в 1801-м одним из столпов европейской хореографии Сальваторе Вигано, а в 1929-м заново интерпретированный в Парижской опере Сержем Лифарем.
Оба постановщика были Прометеями-демиургами своей эпохи, буквально создававшими балет в подведомственных им театрах. Их «Творения» были и своего рода автопортретами, и картинами состояния современного им балета. Изображение Вигано получилось героическим, Лифаря - романтическим. Ну а Маланден завершает ряд, представляя картину трагикомическую.
В полном соответствии с сегодняшней реальностью у него бок о бок пляшут все кому не лень и кто во что горазд. Высоченные парни рядом с девчушками-коротышками, кривоногие рядом с «качками», худые рядом с полными. Что бы ни делала эта причудливая команда - классические ли па, выстроившись в линию, современные ли кульбиты, разбившись на группы, - выходит сплошное вавилонское столпотворение. Правда, не масштабное и трагическое, а забавное и трогательное.
Маланден заставляет эту компанию проштудировать всю историю мировой хореографии - от азбучных элементов экзерсиса, цитат из романтической «Жизели» и академических па «Спящей красавицы», до всех вариантов модерна ХХ века. Исполнители прилежны, как образцовые ученики, доведенные до автоматизма кукол. Отплясав эпизод, они освобождаются от костюмов и продиктованных ими манер, оставаясь в трико-униформе. И, как зомби, механическим шагом переходят к следующему эпизоду. В итоге из непритязательных пародий складывается забавная и в то же время печальная картина суеты вокруг обломков танцевального наследия, которое персонажи не могут ни освоить, ни преумножить. Прометей со своим огнем до них не добрался.
Израильский современный танец очень знаменит, и, надо сказать, что сегодня он воспринимается как самое актуальное из всех перформативных искусств в стране, язык которого позволяет художникам размышлять о болезненных темах сегодняшнего дня, о себе и об обществе. Для израильтян существенно, что этот язык телесный, но вместе с тем он обладает напряженной интеллектуальностью.
«Все пути ведут на Север» – спектакль о том, что мы одиноки всегда и никогда. Это совместная работа бельгийского хореографа Карин Понтьес и труппы современного танца театра «Балет Москва». Карин не просто сочинила хореографию, а танцовщики ее исполнили, их творческие взаимоотношения строились сложнее.