Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

24.04.2019 | Современный танец

Кто автор? или Монтаж персонажа.

Карин Понтьес и ее танцоры в спектакле театра "Балет Москва" «Все пути ведут на Север». ВИДЕО.

«Все пути ведут на Север» – танцевальный спектакль о том, что мы  одиноки всегда и никогда. Это совместная работа бельгийского хореографа Карин Понтьес и  труппы современного танца театра «Балет Москва». Карин не просто сочинила хореографию, а танцовщики ее исполнили, их творческие взаимоотношения строились сложнее.
Во время создания спектакля Карин, предлагая различные задания, инициировала импровизации танцовщиков. Она отсматривала предварительно снятые на камеру танцевальные зарисовки и выбирала лучшие фрагменты. Понтьес просила артистов заучивать нужные части, которые затем оформила в структуру – семь мужских соло, объединённые коллективными танцевальными композициями, которые исполняют все семь перформеров.

Как монтажер берет готовый видеоматериал,  отсекает лишнее и компонует в фильм, так и Карин обращается к выраженным в танце движенчиским идеям артистов, отделяет зерна от плевел, увеличивает их и собирает в соло. Именно поэтому все семь соло, из которых состоит спектакль, очень персонализированы. Каждое соло – это отдельная история, где характер, страхи, сомнения каждого танцовщика проявляются через телесную выразительность. Карин использует лексику, которую демонстрируют тела танцовщиков. Берет то, что перформер говорит телом и превращает эти танцевальные предложения в текст. Из чего следует, что Понтьес не придумывает спектакли, а выращивает их.

«Мои спектакли растут — изнутри наружу», – говорила немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш, которая первая стала использовать такой метод создания спектаклей. Она первая перестала придумывать хореографию артистам своего театра. На репетициях она задавала танцовщикам вопросы, ответом на которые становились актерские импровизации. Части импровизаций Пина соединяла в тотальное коллективное высказывание – танцевальный спектакль. Материалом для ее спектаклей стал человек. Танцовщик начал работать не с движениями хореографа, а с движениями собственными, которые возникают из личного опыта.



Сейчас в современном танце распространена практика, когда есть танцовщик, который создает движенческий материал, и есть хореограф, а точнее танцевальный художник, который принимает решение о том, какой материал останется в работе. Но можно ли говорить о такой практике, как о соавторстве? Можно ли назвать соавтором танцовщика, который создаёт пластический материал для спектакля?

В процессе производства фильма оператор тоже сам создаёт материал, но автором принято считать режиссера, который провоцирует создание материла, и, главное, принимает решение, что именно в работе останется. В создании танцевального спектакля также, автор – это не тот человек, который создаёт хореографию, не тот, кто организует движение танцовщиков, а тот, кто организует движение смыслов. В рабочем процессе появляется множество вариантов, а автор выступает фильтром для них.

И несмотря на то, что Карин, как хореограф во время создания спектакля «Все пути ведут на Север» опирается на пластический вкус танцовщиков, автор именно она. Потому что автор – это тот, кто делает выбор, а затем этот выбор реализует в высказывании. И если танцовщик имеет отношение к этому выбору, то он соавтор. В другой ситуации он выступает исполнителем, даже при факте импровизации, что ни в коем случает не умоляет его вклада в работу.









Рекомендованные материалы



Израильский современный танец как новое медиа

Израильский современный танец очень знаменит, и, надо сказать, что сегодня он воспринимается как самое актуальное из всех перформативных искусств в стране, язык которого позволяет художникам размышлять о болезненных темах сегодняшнего дня, о себе и об обществе. Для израильтян существенно, что этот язык телесный, но вместе с тем он обладает напряженной интеллектуальностью.


Танцующая музыку

В России отсутствует непрерывная история развития современного танца. После декрета 1924 года запрещающего работу пластических студий современный танец в России перестал существовать аж до конца 80-х годов 20-го века. С этим связаны и особенности восприятия этого феномена российскими зрителями, у которых часто возникает непонимание и вопрос: «как современный танец смотреть?».