Галерея "Файн Арт"
25.04.2006 | Арт
«Исчезновение» ради возвращенияНовый проект художника Сергея Шаблавина в галерее "Файн Арт"
Теперь кажется странным, что в 1990 году работы Сергея Шаблавина не попали на выставку «Другое искусство» в Третьяковской галерее. Шаблавин один из «тихих классиков» андерграунда, которые редко, но очень красиво проявляются на поверхности художественного моря. Большая статья, посвященная его творчеству, была опубликована еще в первом номере знаменитого журнала «А-Я» (1979). Что в те времена было важнее выставок. Выходивший за границей журнал открыл новый этап в истории московского подпольного искусства, сознательно сосредоточившись на молодых (тогда) семидесятниках. Сергей Шаблавин пришел в искусство из науки: окончив факультет кибернетики МИФИ, он сблизился с художниками, которых позднее назвали концептуалистами.
Еще в середине 1970-х Шаблавин поставил перед собой трудную задачу - вместить невместимое. Он рисовал гиперреалистические пейзажи, часто заключая их в круг, закрепив за собой этот странный, но очень эффектный формат. Весьма впечатляет одна из его давних композиций, где почти метрового диаметра круг являет собой глаз, в хрусталике которого отражаются лес, вода, небо, луна.
Дебютировал Шаблавин на легендарной выставке в мастерской Леонида Сокова (1976), той самой, где и сформировался круг художников «А-Я». Его последняя персональная выставка в Москве была одиннадцать лет назад в галерее «Файн Арт». Дабы не пропасть вовсе с российского горизонта, Шаблавин в той же галерее представил сегодня новый проект. Забавно, что называется он «Исчезновение».
«Исчезновение» - серия из десятка работ, навеянных прежними опытами художника.
В середине 80-х Шаблавин нарисовал свою жену, удаляющуюся по пляжу в сторону моря. «Оля» совершено идиллическая картина: с полотна как будто идет теплый воздух, лазурно-голубое небо с редкими белыми облачками, спокойное море, яркое солнце и обнаженная женская фигура со спины. В серии «Вхождение в картину» разрабатывается похожий сюжет, но мир стал фантомом. Например, в картине «Свежий ветер» (2004) тот же пейзаж, та же женщина на том же месте. Только пейзаж с морем удалился, превратившись в репродукцию, словно наклеенную на стену, а поверх изображения появилась стоящая под маленьким углом тонкая цветная рамка, перешагивая которую, женская фигура, попадает в иное измерение. Спектральная рама -- двери в зазеркальный мир. Шаблавин фантазирует, экспериментирует с «видами». Женщина удаляется то по залитой солнечным светом лесной тропинке («Лето», 2005), то в срисованную с туристического проспекта пустыню с пирамидами («Зов вечности», 2005), а то и в эллипсовидную марину Айвазовского («Романтическое вторжение», 2004). Обнаженная фигура одиноко возвращается в свою обитель, ведь море, туман и пустыня -- родины миражей.
«Мираж» (1994) самая ранняя из представленных на выставке работ. Приближающаяся издалека электричка замыкает перспективу рельсов. Спектральная рамка выхватывает часть пейзажа, даря ему цвета (все за этой гранью нарисовано простым карандашом). Другая картина, «Прибытие» (2000), -- тот же пейзаж, но выхваченный из любимого Шаблавиным тумана в любимый Шаблавиным круг.
Художник, будто Жюль Верн, путешествовавший по миру, не вставая с кресла, раздвигает, меняет, ломает рамки пространства, не выходя из мастерской. И путешествует Шаблавин почти всегда в одиночестве. Виталий Пацюков еще в 1979 году писал о художнике: «Ему просторно, но одиноко, как одиноко реальному человеку в нашем реальном мире, выстроенном и упорядоченном цивилизацией».
С конца 1970-х ничего не изменилось. И в данном случае это очень хорошо.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.