06.04.2006 | Арт
Интервью с самим собойМожно ли общаться с властью языком искусства?
Открылся шестой Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-2006». Его выставки в этом году группируются вокруг трех тем — «Путешествие», «Соблазн» и «Конфликт». Всем им, увиденным через призму острой социальности, соответствует проект Михаила Михальчука «Руки власти», который в рамках Фотобиеннале представляет Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. Куратор выставки Александр Панов решил публично ответить самому себе на вопрос: «А зачем все это надо?». Интервью с самим собой — не злоупотребление служебным положением, а, надеемся, плодотворный методический ход.
— Можно ли общаться с властью не посредством митингов и пикетов, а языком искусства?
— Не чувственно общаться с чем-то абстрактным, а холодно анализировать властные структуры, которые, увы, даются нам в конкретных ощущениях. Баррикада имеет смысл лишь тогда, когда ей предшествует некая интеллектуальная процедура — попытка понять, что чего ты хочешь добиться, кто твой противник, как он выглядит и в чем его слабые места. Власть везде столь дематериализована (мы знаем «сильных мира сего» лишь по верховным резолюциям, телерепортажам, газетным сообщениям и т. д.), что придать ей структурный облик, конкретизировать фантом способно лишь образование настолько же эфемерное образование, как например, искусство. А искусство сегодня — это не эстетический продукт, но познавательный процесс, в который вовлечены и зрители. Пусть они почувствуют «руку власти» не только в момент получения квитанции с повышением цены за коммунальные услуги, а во время посещения выставки. Почувствуют, подумают — и примут решение. Если это решение отольется в митинг — я буду только «за».
— Но ведь выставка в Сахаровском центре не призывает к выходу на улицы?
— Давай я расскажу, в чем она заключается. Несколько лет назад фотограф Михаил Михальчук, задумавшись не столько о художественном проекте, сколько о хлебе насущном, методично снимал для служебных документов сотрудников некоей административной конторы среднего звена. Рядовые (и не очень) чиновники и чиновницы изъяли из фотографий свои «пропускные» лица, а автору оставили… руки. Которые вдруг показались фотографу необычайно выразительными в своей буквальной безликости. Ведь власть работает руками, а не головой. Ее «зеркало души» — не глаза, а именно руки, подписывающие приказы, перебирающие бумаги или просто солидно покоящиеся на столе перед просящим посетителем. И вот теперь эти руки оказались атрибутом пристроившейся перед объективом фотографа смущенной модели. Впервые власть оказывается стала объектом, а не субъектом. А на выставке зритель блуждает среди подвешенных на тонких лесках снимках (одна из тем Фотобиеннале — «Путешествие»), может почувствовать всемогущество, оттолкнув от себя эти руки (другая тема фестиваля— «Конфликт»), но в конце зала видит зеркало, в котором отражается лицо того, кто преодолел все административные препоны — лицо посетителя, то есть себя самого. Девиз выставки: «Взгляните на свои руки, стоя перед зеркалом» (третья тема биеннале — «Соблазн»). И захочется ли после этого на улицы — с разбиванием витрин, битьем ни в чем не повинных прохожих и т. д.?
— То есть некая социальная агрессия повстанцев основана на тех же авторитарных принципах, что и волюнтаризм деспотии, с которой борются оппозиционеры?
— Осознание этого «зеркального принципа» не исключает борьбы за лучшее будущее. Просто важно ограничить себя во властолюбии, ибо главный принцип тезис российских политтехнологов, сражающихся с оппозицией — «эти хотят во власть». Нет, мы хотим оставаться свободными в критике власти, не покушаясь на верховные места. И вВсякое насилие — в том числе революционное — выдает «волю к власти». А она даже не отвратительна, она ничтожна и противна, поскольку бесформенна как какая-то желеобразная медуза. Безлична, универсальна, неконкретна. И всякая репрессия — жест отчаяния в бесплодной попытке самоопределения. Об этой соблазнительной безличности — наша выставка. Мы обращаемся к зрителю: «Хочешь быть медузой — стань ей. И в зеркале не отразится твоего лица».
— Может, лучше статью написать, а не инсталляцию городить?
— Важнейшими из искусств для нас являются… визуальные, что ли. Текст прочитать сложнее, чем посмотреть выставку. Ведь она является неким общедоступным аттракционом. Вот в Киеве во время «оранжевой революции» на Майдане верховодили молодые художники. И если у всякой оппозиционной структуры появится арт-директор, то КПД движения только усилится. Особенно в регионах, где общественная деятельность воспринимается слишком буквально. И серьезно.
— Последний вопрос. Твоя выставка — про путинскую власть?
— Нет. Про всякую, увы. Cерая мышь, непосильно городящая Великую Империю — частный случай коллективного диагноза.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.